В Мемориальной квартире Святослава Рихтера продолжается цикл «Годы странствий», представляющий музыкальную программу, посвященную Англии и Америке. 28 февраля в 19:00 состоится концерт «Пионеры американского авангарда: Чарлз Айвз и Генри Коуэлл». Произведения родоначальников американского музыкального авангарда исполнят солисты ведущего ансамбля современной музыки в России «Студия новой музыки»: Мона Хаба (фортепиано), Екатерина Кичигина (сопрано), Станислав Малышев (скрипка), Инна Зильберман (скрипка), Анна Бурчик (альт), Ольга Калинова (виолончель).

Чарлз Айвз и Генри Коуэлл входят в число композиторов, которые изменили соотношение сил в географии академической музыки ХХ века, став родоначальниками американского музыкального авангарда — поколения эксцентриков, радикалов, бунтарей и экспериментаторов. Именно в творчестве Айвза и Коуэлла были сформированы те языковые открытия, которые легли в основу американского авангарда — технические нововведения, открытая форма, игра с пространством, принцип коллажа.

Слушатели получат развернутое представление о камерно-инструментальном и вокальном творчестве Айвза и Коуэлла. Каждому из композиторов целиком посвящено одно отделение концерта. В первое войдут сочинения Айвза: Соната для скрипки и фортепиано «Children’s Day at the Camp Meeting» (1916), «Скерцо» для струнного квартета (1903–1914), «Halloween для струнного квартета и фортепиано» (1907), Песни для сопрано и фортепиано разных лет и финал («Зов гор») Струнного квартета №c2.

Во втором отделении, посвященном творчеству Генри Коуэллу, прозвучит знаменитая «Эоловая Арфа» (1923) — сочинение, которое пианист исполняет на открытых струнах рояля. Также в программу концерта войдут «Dynamic Motion» для фортепиано (1914–1917), «Homage to Iran» (1959) для скрипки и фортепиано и «Six Ings» для фортепиано (1917–1922). Фортепианные пьесы «Dynamic Motion» относятся к первым опытам Коуэлла в использовании техники кластера.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Время проведения: 28 февраля, 19:00
Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера, Большая Бронная ул., 2/6 кв. 58, 16 этаж
Цена билета: 700 рублей
Справки по телефонам: 8 (495) 695–83–46; 8 (495) 697–47–05; 8 (495) 697–72–05

P.S. «Студия новой музыки» — ведущий ансамбль современной музыки в России. Он был основан в 1993 году Владимиром Тарнопольским и Игорем Дроновым на базе специально созданного в Московской консерватории аспирантского класса «Оркестр современной музыки». Первое выступление ансамбля состоялось на фестивале русского искусства во Франции под управлением Мстислава Ростроповича. Ежегодно ансамбль исполняет около 60 программ в Москве и других городах России, а также является частым гостем многих западных фестивалей современной музыки. Концерты Студии проходили в таких престижных залах, как Берлинская филармония, Konzerthaus, Cite de la Musique и многих других. Ансамбль проводил мастер-классы в университетах Оксфорда, Гарварда, Бостона. Студия стала первым и пока единственным российским ансамблем, приглашенным на Международные курсы новой музыки в Дармштадте. В исполнении ансамбля «Студия новой музыки» прозвучало около 900 премьер российских и зарубежных композиторов. Совместно с Ensemble Modern была осуществлена российская премьера Реквиема Х.-В. Хенце. Среди других российских премьер Студии — сочинения таких известных зарубежных композиторов, как Л. Андриессен, П. Булез, Ж. Гризе, Х. Лахенман, Д. Лигети, Т. Мюрай, Л. Ноно, В. Рим, Б. Фернейхоу, С. Шаррино, К. Штокхаузен, Ф. Юрель и многих других. «Студия новой музыки» является базовым коллективом международного фестиваля современной музыки «Московский Форум», проводимого Центром современной музыки Московской консерватории.

Чарлз Айвз (1874–1954) — основоположник новой американской композиторской школы ХХ века. «Музыка Айвза сказала мне больше, чем романисты, описывающие американский Запад. Я для себя открыл в нем новое понимание Америки», — так писал о своем коллеге Игорь Стравинский. Чарлз Айвз всю жизнь работал успешным страховым агентом (до сих пор начинающие агенты в Америке учатся по его брошюрам), а музыку писал вечерами и в выходные дни. Настоящее открытие Айвза произошло уже после его смерти — американцы и европейцы обнаружили в его музыке то, что утвердилось в музыкальном словаре только к началу 1960-х годов: открытая форма, коллаж, полистилистика, сонористика, использование необычных инструментов, связь с Востоком, алеаторика. Друзья и единомышленники (Г. Коуэлл и Н. Слонимский) появились у него только в середине 1920-х годов, когда Айвз уже перестал писать музыку, успев повлиять на всех молодых композиторов Америки и получив признание «отца» американской музыки ХХ века. Он преодолел границы тональности за 10 лет до А. Шёнберга, применил полистилистику за несколько лет до И. Стравинского и экспериментировал с полиоркестровыми группами за 50 лет до К. Штокхаузена.

Генри Коуэлл (1897–1965) — «рыцарь новой музыки», учитель Джона Кейджа. Внимание современников Коуэлл привлекал прежде всего своими техническими открытиями — препарированное фортепиано, кластеры, эластичная форма. Все это сделало Коуэлла важной фигурой для европейских музыкантов. Он с пристальным вниманием изучал музыкальный фольклор Европы, а также музыкальную культуру Китая, Африки, Индии, что позволило ему по-новому отнестись к пониманию мелодии, гармонии и ритма. В 1930 году Кoуэлл опубликовал книгу «New Musical Resources», в которой изложил новые принципы музыкального языка и формы, использованные в его собственных сочинениях.