26.03 – 30.06 / 2024

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)
Кураторы: Анна Чудецкая (1958–2023), кандидат искусствоведения, хранитель фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина; Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник дирекции ГМИИ им. А.С. Пушкина
Участники: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, частные собрания
Выставка пройдет при поддержке Фонда Владимира Вейсберга

Монографическая выставка Владимира Вейсберга (1924–1984) открывается в год его столетия. Она имеет двойное посвящение: собственно художнику и его исследователю – Анне Чудецкой (1958–2023), хранителю фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Концепция основана на материалах Анны Чудецкой и ее фундаментальной монографии «От цвета к свету». Партнер ГМИИ им. А.С. Пушкина – ПАО «Промсвязьбанк» (Банк ПСБ).

Владимир Вейсберг — выдающийся русский художник и теоретик искусства, принадлежащий к послевоенному поколению авторов, становление которых пришлось на середину 1950-х – начало 1960-х годов. Творчество мастера не вписывалось в рамки ни официального искусства, ни нонконформизма, он — художник традиции, постижение законов классического искусства было целью его теоретических поисков и живописной практики.
Связь Владимира Вейсберга с ГМИИ им. А.С. Пушкина была постоянной — с ранней юности и до последних лет жизни он почти еженедельно посещал музей. Этот союз продлился и после кончины художника: его вдова Галина Ермина в 1997 году передала в дар Пушкинскому музею коллекцию живописи и графики. Благодаря этому ГМИИ им. А.С. Пушкина располагает самым большим музейным собранием произведений Вейсберга.

Выставка «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» — последовательный рассказ о творчестве мастера — поделена на семь разделов и строится по хронологическому принципу.

Натюрморт Плоды. ГМИИ

Арбуз и виноград (cобрание InArtibus)

Два зала посвящены так называемому цветному периоду — произведениям второй половины 1950-х, когда творческие поиски мастера происходили на фоне культурного подъема эпохи оттепели и оживления художественной жизни в стране. Пушкинский музей в эти годы стал для Владимира Вейсберга настоящей школой. Чтобы увидеть шедевры Дрезденской коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Вейсберг устроился в музей разнорабочим — так он получил возможность часами изучать увлекавшие его полотна, в том числе — импрессионистов и Сезанна. Впечатления от непосредственного контакта с произведениями оказали огромное влияние на формирование творческого метода художника.
Зал «Преображение реальности» посвящен становлению оригинальной живописной концепции Вейсберга. Здесь представлены знаковые произведения этого периода — «Посвящение Сезанну», «Композиция с газовой тканью», «Архитектура» и другие. В 1962 году на симпозиуме философов и лингвистов Московско-тартуской семиотической школы художник выступил с докладом «Три вида колористического восприятия», ознаменовавшим поворот в его творчестве. Владимир Вейсберг рассматривал эволюцию восприятия цвета как поступательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуроподобия через аналитический этап становилась инструментом исследования человеческого сознания.

Куст. ГМИИ
Семья Щегловых. ГМИИ

Зал рисунка открывает зрителю «лабораторию Вейсберга», длительное время следовавшего жесткому распорядку: утром — живопись, вечером — рисунок. В повседневной творческой практике художник использовал рисунок на стадии непосредственного восприятия, в то время как в акварели, при работе с цветом в изображении обнаженной натуры начинался процесс дематериализации формы.
«Невидимой живописи» зрелого периода посвящены два заключительных зала. «Архитектура валеров» — такой термин Вейсберг использовал в середине 1960-х для определения своей живописи. Он строил композиции на взаимодействии сближенных цветовых оттенков. «Белое» произведение художника никогда не заключало в себе чистого цвета: белила использовались только в смесях с хроматическими цветами. Тонкие нюансы цвета и тона, из которых составлялось общее цветовое решение, Вейсберг называл валерами. В начале «белого» периода он уделял внимание сложной фактуре, накладывая на холст корпусные мазки различной плотности, но потом полностью сосредоточился на проблемах пространства.

Архитектура. ГМИИ

Раковина, куб, цилиндр. ГМИИ

«Гармония должна быть создана на холсте», — говорил художник в конце 1970-х, подкрепляя на практике живописными сериями теорию о «гармоничной целостности». Тогда в его работах появилась узнаваемая, идеально гладкая поверхность картинной плоскости, на которой изображенное окутано единой цветосветовой средой. Инстинктивное стремление Вейсберга уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, «оторваться от предметного» и растворить его, привели художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву «белого на белом».
Анна Чудецкая, памяти которой посвящена выставка, сделала Владимира Вейсберга героем своей кандидатской диссертации. Затем последовали статьи, альбомы, монография «От цвета к свету» (2018). Постоянная работа Анны Юрьевны по исследованию и популяризации творческого и теоретического наследия художника не прекращалась до последних дней ее жизни. Столетний юбилей Вейсберга мог стать еще одной вершиной на пути осмысления творчества художника.

К выставке подготовлены образовательная и инклюзивная программы, а также сувенирная коллекция.
Музей выражает благодарность фонду In artibus.