Труппа «Театр Москвы», называющая себя «независимым театральным пространством», замахнулась на Михаила, понимаете ли, нашего Булгакова. И не на что-нибудь, а на «нехорошую историю» про сатану в Москве. Спектакль, премьера которого прошла летом, получил название «Гастроль Воланда».

Попыток поставить либо экранизировать «Мастера и Маргариту» и в России, и за ее пределами было уже немало. Таблоиды не раз со смаком напускали мистики в истории этих постановок: мол, всех, кто пытается представить хрестоматийный роман «в лицах», преследуют несчастья. Но, пожалуй, главная проблема романа для режиссеров — не в его макабричности, а в насыщенности повествования, которое очень сложно «утрамбовать» в ограниченное сценическое или экранное время. Сложно постановщику и выдержать ровный тон: Булгаков бросает своих читателей из трагедии в фарс, из эпической драмы — в бурлеск, добавляя по ходу пьесы то комического ужаса, то практически боевиковой динамики, то романтической до надрыва сентиментальности, то холодноватой философичности.

Чтобы уследить за сюжетом «Мастера и Маргариты» на сцене, современному молодому зрителю нужно, конечно, хоть раз внимательно прочитать роман. В противном случае многие НЭПовские реалии (на сцене неизбежно подразумеваемые, не «разжеванные») без подробного объяснения останутся почти или совершенно не понятными.

«Театр Москвы» постарался упростить молодежи восприятие. «Обрезал» всю линию Иешуа, назвав постановку «Гастроль Воланда», и перенес действие в условную «современную столицу». «Основная тема моего спектакля — кризис жанра сатаны, связанный с моральным падением всего человечества. В каком мире мы живем, и чем все это закончится?» — анонсирует свою постановку режиссер Иван Титов (выпускник мастерской Голомазова в ГИТИСе). Однако нельзя не заметить, что тот же кризис мучает дьявола и в оригинальном тексте Булгакова: люди изменились меньше, чем, похоже, кажется режиссеру и чем он хочет показать зрителям. Лучше люди не стали, но и хуже особо некуда.
Почти все сценическое время заняли собственно похождения сатаны, его дружков и подружки. Даже отношения заглавных героев романа Булгакова обрисовываются лишь в самых общих чертах, словно по необходимости. Совсем убрать их нельзя — все же это гвоздь сюжета. А вот почему в самом начале и в самом конце спектакля на сцене возникает гигантская рыба, догадаются только те из молодых зрителей (а «Театр Москвы» делает ставку именно на молодую аудиторию, недаром же возникли «реалии современной столицы»), кто не пропускал в школе историю мировой культуры.

Карикатурность булгаковских нэпманов, мелких чиновников и незадачливых жуликов осовременена сценаристом и режиссером до состояния студенческого КВН. Скажем, Варенуха, чья комичность у Булгакова — в его преклонных летах и несоответствующих летам сластолюбии, представлен как смешное и капризное молодое лицо нетрадиционной ориентации в шмотках, сплошь покрытых логотипами. Его искусительница Гелла ходит в «прикиде» эскортницы, а Бегемот в короткой черной шубе очень похож на какого-нибудь рэпера российского разлива. Прежними остались разве что милиционеры. Ну, то есть полицейские.
В сценографии, световом и звуковом оформлении «Гастроли Воланда» режиссер явно вдохновлялся постановками Грымова (даже сатана у Титова похож на Юрия Вячеславовича — не в обиду всем троим будет сказано). Много прожекторов, дыма, музыки, песни и современной пляски. Кстати, что касается песни: женский вокал очень неплох и даже трогателен, вызывает искреннее желание поаплодировать.

Но самые громкие аплодисменты все же закономерно вызывает сцена сеанса черной магии с разоблачением. Естественно, Титов не стал сопротивляться искушению сделать сеанс интерактивным, заставив зал себе подыграть. В финале этого эпизода с потолка в руки зрителей действительно посыплются настоящие купюры. И (осторожно, спойлер!) в бумагу они потом не превратятся. Берите, не бойтесь.
В спектакле заняты Дмитрий Подадаев, Алексей Варущенко, Глафира Лебедева, Никита Оносов, Евгения Лучникова, Вячеслав Тимербулатов, Кирилл Крутько, Александр Белов, Дмитрий Андрианов, Станислав Момоток, Екатерина Джайн и другие.

Спектакль «Гастроль Воланда» в постановке «Театра Москвы» пройдет на сцене Театра имени Ермоловой 27 ноября, начало в 19 часов.