Живое изображение, рождающее эмоцию, тонкое взаимодействие смотрящего на объект и наоборот способны расширить горизонты восприятия памяти, установить контакт и продлить тот отрезок времени, который отведен на любование и содержит эстетическое удовольствие, шлифующее тонкое восприятие предметов искусства. В нашем случае с портретов на зрителя смотрит душа драгоценного изделия, вобравшая в себя энергию мастера-творца и природы, заключенная в образе украшения. Есть мнение, что лучший способ показать все достоинства ювелирного изделия — продемонстрировать его в видеоформате, ролике, отснятом лучшей камерой, лучшим режиссером и оператором, передать в динамике все нюансы игры света на поверхности металла, глубину цвета камня. Тем сложнее запечатлеть драгоценное изделие в одном снимке. Выдержать эстетическую планку, не обесценить — непростая задача для мастеров ювелирной фотографии. С одним из них, Евгением Лаптевым, удалось встретиться и поговорить художнику-дизайнеру Анне Пинчук.

Евгений, как ты пришел к тому, что стал фотографировать именно ювелирные украшения, тем более после довольно успешной карьеры в fashion-съемке?
— Все просто: драгоценности не умеют разговаривать… Шутка, конечно. До этого периода было многолетнее сотрудничество со многими fashion и практически со всеми «мужскими» журналами… На самом деле все началось в 2006‑м, когда мы с дизайнером Виктором Браваренко организовали студию Alba-Longa и в какой‑то момент нас пригласили на переговоры на ювелирную выставку Junwex, тогда еще в Сокольниках. Переговоры ничем не закончились и мы пошли бродить по огромной выставке. Впечатлений было масса, в итоге мы решили плотнее заняться этим рынком. Он оказался настолько затягивающим, что быстро стал основным направлением нашей работы.

Вот, например, кольцо. Когда ты смотришь на него, что ты видишь в первую очередь?
— На самом деле съемка «ювелирки» отличается от других направлений фотографии только одним техническим нюансом, о котором чуть позже. На что смотрит любой фотограф, снимающий fashion, интерьеры, пейзажи, портреты? В первую очередь он ищет (строит) гармонию в кадре. Часто это называют громким словом «стилистика». А в «ювелирке», по крайней мере в кадрах, где нет других объектов, кроме самодостаточного изделия, гармония (стилистика) именуется простым словом «ракурс». Так что в первую очередь я стараюсь найти максимально гармоничный ракурс для изделия, принять решение: что главное, а чем придется пожертвовать. В общем, как в съемке обнаженной модели: оценка линий, изгибов, переходов одно в другое, гармоничное наложение переднего и заднего планов…
Главное — выбор допустимых компромиссов. А технически, как я упомянул выше, фотосъемка украшений отличается от других направлений фотографии только одним: отсутствием готового оборудования, с помощью которого фотограф может достичь хорошего результата. В нашем случае приходится имитировать игру камней, чтобы металл хоть как‑то поблескивал, а не выглядел как пластик. Так что все, кто фотографирует украшения, вынуждены придумывать что‑то свое, мастерить самодельные светоформирующие приборы, оборудование и все время самосовершенствоваться не только в стилистическом плане, но и в техническом. Что касается вопроса, нравится не нравится изделие… Опять проведу аналогию со съемкой людей: вне зависимости от собственных симпатий я обязан сделать все, на что способен, — все‑таки я занимаюсь творческим ремеслом, а не являюсь свободным художником.

Подобные композиции обычно делают в Photoshop, но настоящие переотражения производят большее впечатление. Для Grace & Young

Возможно, наивный вопрос, но тем не менее: зачем в принципе делают фотографии украшений?
Я думаю, фотографируют изделия прежде всего на память — их продадут, и ничего не останется. Нечего будет показать заказчику, положить в портфолио. Наследие, одним словом. Но это проза. И если фотографировать изделие, то, как это ни банально звучит, нести его надо к хорошему фотографу, который оценит автора как художника, не исказит его задумку, а подчеркнет достоинства украшения.

Давай сперва разберемся с твоей «прозой». Мнение художника-ювелира — это одно. Но есть еще и ювелирный бизнес…
— Конечно. Бизнесу надо продать украшения. Сейчас время «дистанционных» продаж. А как их продавать, если нет хороших иллюстраций? Необходимо и на сайт выложить, и в соцсетях опубликовать. Встречается такое мнение, что фотографии для каталога должны быть какие угодно, лишь бы были сделаны быстро и дешево. Но важно понимать главное требование к подобным фотографиям. Я задам уточняющий вопрос: что вы продаете? Граммы, караты? У нас в России так традиционно сложилось, продают килограммы золота. И уровень предприятия, в частности, определяют в килограммах золота и серебра, обработанного в месяц. Так все‑таки украшения — это килограммы или искусство? Вы продаете людям эмоции, разве я не прав? Некоторые считают, что главная эмоция это радость от самого факта покупки.
Да, времена сейчас нелегкие. Но представьте, что у покупателя хватает денег на одно изделие, а различных фабрик много. Какое украшение он купит? То, что вызовет большую эмоцию, правда? А зачем делать фотографии? Как раз для того, чтобы постараться передать покупателю дистанционно ту самую эмоцию, которую заложил в изделие дизайнер. Расходы на хорошую фотосъемку не сравнимы с недополученной прибылью.

Для Ювелирного дома ARGENTOV

Какие моменты в съемках помогают вам развиваться, взглянуть на вою работу по-новому, заставляют искать, экспериментировать?
— В моем случае все просто. Например, прошла съемка, в процессе которой я был очень доволен: и гармонию чувствую, и свет ложится, как я хочу, — в общем, все прекрасно!.. Ровно до того момента, когда я смотрю на отснятый материал на мониторе и одновременно держу изделие в руках. Происходит осознание того, что даже самая лучшая фотография ювелирного изделия — все равно его бледная копия, не передающая того, как это украшение играет, переливается… Именно такие моменты лично мне помогают не останавливаться, а постоянно придумывать что‑то новое в плане освещения, имитации той самой игры в статике.

И тут мы плавно и вполне логично подходим к теме видео…
— Да, видео. При грамотной реализации эта «эмоциональная» разница между оригиналом (украшением) и видео намного меньше, чем в аналогичном сравнении со статичной фотографией. Почему при этом достаточно явном факте ювелирное видео так слабо развито? Причины три. Первая — само по себе ни фото, ни видео не представляют никакой ценности для ювелирного бизнеса. Значимость они приобретают исключительно в комплексе с путями их распространения, то есть с тем, каким именно образом фото и видео попадают на глаза потенциальному покупателю. Всего несколько лет назад путь распространения видео был один — телевидение. Комментировать бюджеты на размещение телерекламы не вижу смысла. Но за последние несколько лет скорость интернета возросла многократно, то есть путь распространения видео появился, появился и спрос на видеоролики. Второй момент, как и в случае с фотосъемкой ювелирных изделий, — никто не выпускает необходимое оборудование для макро видеосъемки. Самые дорогие, стоимостью несколько миллионов долларов компьютеризированные съемочные системы перестают работать на объектах размером 2–3 см. Плавность, перевод фокуса, микро дрожания и тому подобное — огромный список проблем, которые разработчики оборудования пока не видят смысла решать ввиду очень узкого рынка сбыта. Соответственно, те редкие образцы завораживающих видеосъемок ювелирных изделий как у нас, так и за рубежом сделаны все на том же «хендмейд» оборудовании, созданном энтузиастами. Но основная причина в том, что при производстве рекламы в ювелирной отрасли принято делать ставку на Photoshop. То есть не важно, как фотограф снимет, главное, как ретушер потом «нарисует», это повсеместный подход. При видеосъемке же нужно сразу идеально освещать объект, но таких специалистов почти не осталось.

Те ролики, которые я видела, стоят явно не три копейки, значит, масс-маркету рассчитывать на видео пока рано?
— Ну почему рано? Я, например, никогда не встречал на телевидении рекламу «эксклюзива», а реклама масс-маркет компаний бывает часто. К тому же, кроме рекламных клипов со сложной драматургией, есть и другие решения — и по сути, и по бюджету. Клипы для Instagram делаются гораздо быстрее и, соответственно, дешевле. Век фотографии как иллюстрации товара заканчивается, в других отраслях бизнеса давно используют видеопрезентации. Я думаю, что в самом ближайшем будущем мы увидим практическое применение в рекламе голографии и других инновационных технологий.

Опубликовано, ESTET №23

Для Ювелирного дома ARGENTOV