Профессиональных спортсменов нередко называют «железными людьми» — ведь они стойко и с успехом переносят огромные физические и психологические нагрузки. Но победителей в спорте традиционно награждают не железными, а золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Однако в 2024 году традиция, похоже, изменится.

Знаменитый французский ювелирный дом Chaumet разработал дизайн медалей для Олимпиады-2024. Их получат олимпийские и паралимпийские атлеты во время Игр, которые пройдут с 26 июля по 11 августа 2024 года во Франции — в Париже и других городах. Изготовил медали французский монетный двор. 8 февраля 2024 года оргкомитет Олимпиады официально продемонстрировал награды публике.

Центр аверса каждой из 5084 медалей — золотых (из позолоченного серебра), серебряных и бронзовых – украшен шестиугольным декоративным элементом из железа весом 18 граммов. Это не просто железо, а переработанный металл фрагментов Эйфелевой башни, которые были заменены в процессе недавней реставрации этого памятника архитектуры, возведенного еще в 1889 году. В том, что железный фрагмент — именно шестиугольный, тоже есть своя символика: на карте Франция напоминает шестиугольник, и этот образ не раз использовался в искусстве и публицистике.

«Нам пришлось немало постараться, чтобы объединить драгоценные металлы наград — золото, серебро и бронзу — с наиболее ценным металлом Франции, металлом Эйфелевой башни, — подчеркнул глава оргкомитета Игр-2024 Тони Эстанге. — Так что особенность медалей Игр-2024 — это слияние, соединение металлов».

Реверс новых олимпийских медалей украшает традиционное для этих наград изображение богини Ники с пальмовой ветвью в левой руке и венком победителя в правой на фоне античного стадиона. На реверсе паралимпийских медалей отчеканен вид снизу на Эйфелеву башню.
Дизайнеры Chaumet придали медали очертания драгоценного камня в изысканной оправе из золота, серебра либо бронзы, где роль камня играет железный шестиугольник. Как отмечают ювелирные критики, своими очертаниями железная инкрустация медалей в обрамлении расходящихся лучей напоминает знаменитую тиару с бриллиантами, созданную домом Chaumet для племянницы последнего русского императора Николая II княгини Ирины Юсуповой (жены князя Феликса Юсупова, одного из богатейших аристократов Российской Империи и участника убийства Распутина). Кстати, этот ювелирный дом всегда был связан с царствующими домами. Это повелось еще с наполеоновских времен. Основатель Chaumet Мари-Этьен Нито в свое время создал корону для коронации Наполеона Бонапарта.
Надо отметить, что Игры-2024 — не первые, для которых медали создали профессионалы ювелирного дела, дизайнеры и художники. Мы выбрали пять самых необычных наград разных Олимпиад.

Олимпиада-1972 в Саппоро (Япония), Яги Кадзуо, Икко Танака


На протяжении многих лет олимпийские медали имели круглую форму (за исключением наград парижских Игр-1900 в форме прямоугольника и изображениями в стиле ар-нуво). Но в 1972-м японцы продемонстрировали, что медали могут выглядеть креативно и необычно. Скульптурную модель медали зимней Олимпиады в форме условного четырехугольника со сглаженными углами, напоминающую сугроб с ледяной прожилкой в середине, создал известный японский керамист Яги Кадзуо. Автор изображения на тыльной стороне — графический дизайнер Икко Танака, много сделавший для формирования визуального стиля 1970-х.

Олимпиада-1980 в Лейк-Плэсиде (США), Tiffany & Co

Награды зимних Игр-1980 выглядят вполне традиционно: на лицевой стороне — рука с олимпийским факелом на фоне заснеженных гор, олимпийские кольца и надпись XIII Olimpic Winter Games, на обороте — сосновая ветка с шишками, официальная эмблема Игр и надпись Lake Placid 1980. Примечательно то, что дизайн наград разрабатывал известнейший американский ювелирный дом Tiffany & Co. — своеобразный символ Соединенных Штатов еще со времен популярного фильма «Завтрак у Тиффани» с Одри Хэпберн.

Олимпиада-1992 в Альбервилле (Франция), Lalique

Альбервилльские игры во многом стали новаторскими: так, церемонии Открытия и Закрытия игр поразили и даже шокировали консерваторов авангардными театральными эффектами. Медали тоже оказались необычными: впервые в истории Игр были использован не только металл, но и вставка — хрусталь с рельефом. Медали создавал коллектив дизайнеров знаменитого французского дома Lalique, специализирующегося на изделиях из стекла и украшениях, во главе с Мари-Клод Лалик — внучкой основателя компании, выдающегося художника по стеклу и ювелира Рене Лалика.

Олимпиада-1994 в Лиллехаммере (Норвегия), Ингьерд Ханевольд

Пример Мари-Клод Лалик вдохновил норвежскую художницу-ювелира Ингьерд Ханевольд, которой выпала честь разработать дизайн медалей для Игр в Лиллехаммере. Она тоже решила использовать неметаллическую вставку, но материалом для нее избрала не стекло, а материал, которым богата Норвегия — гранит-спарагмит. «Я попыталась создать предмет, отражающий природу, которую так любят и ценят норвежцы. В нашей стране много гранита, и он прекрасен в своей простоте», — прокомментировала Ханевольд свой выбор. На тыльной стороне медали художница воспроизвела петроглиф — высеченное древними людьми на скале изображение лыжника.

Олимпиада-1998 в Нагано (Япония), мастера селения Кисо

Если медали первой зимней японской Олимпиады были для своего времени революционными и даже футуристическими, то к следующим зимним Играм оргкомитет решил обратиться к традиционным ремеслам, которые так дороги японцам. Медали были покрыты лаком кисо, на аверсе было изображено восходящее солнце в технике золочения маки-э и эмблема игр в технике перегородчатой эмали сиппояки. На реверсе ту же эмблему нарисовали в технике маки-э над изображением восхода в горах, окружающих Нагано. Лак кисо — традиционное ремесло жителей селения Кисо в одноименном уезде префектуры Нагано, которые и создали расписную часть медалей.