28 и 29 ноября в 20:00 в Сахаровском центре состоится премьера спектакля «Милосердие» Театра.doc, приуроченная к 100-летию окончания Первой мировой войны.
Режиссер Анастасия Патлай и драматург Нана Гринштейн представят спектакль о женщинах на Первой мировой войне на основе дневников сестер милосердия Юлии Буторовой и Анны Ждановой, а также материалов цензурных комиссий, «крамольных» писем с фронта и научных исследований женской сексуальности.
Нана Гринштейн: «Несмотря на очевидный гендерный контекст, в который пьеса и спектакль «Милосердие» оказываются автоматически включены, для меня работа с темой женщин на войне оказалась способом выйти за рамки этого дискурса, высказыванием вне ныне актуальных общественных баталий. Именно в таком высказывании я нуждалась и именно сегодня, хотелось разобрать баррикады и увидеть — без них — проявления человеческого и настоящего. А точнее пространства для драматурга-исследователя-пацифиста, чем война, при такой задаче не найти. Тем более важными оказались свидетельства из частных документальных источников: Первая Мировая Война, обозначившая разлом эпох, сто лет назад оконченная, но в действительности не оконченная, а продолженная Второй Мировой, была событийным пространством, которое давало не только смерть, но и жизнь, не только боль, но и счастье, не только ненависть, но и любовь, не только иерархию, но и равенство. Женщины, признавшие войну питательной средой своей свободы, предпочли масштаб войны мелким любовным интересам и готовы были отказаться от тысячелетней «женскости», только бы оказаться на линии фронта. Как это спорит с заведомым авторским пацифизмом и хрестоматийным «у войны не женское лицо»! Но дистанция, отделяющая меня и от войны, как макрособытия, и от частной жизни героинь пьесы, все равно возвращает к мысли, что милосердие — единственная доблесть, которая не может быть обесценена».
«Для Театра.doc — это абсолютно уникальный проект, в котором одним из главных действующих лиц выступит музыка, — говорит режиссер спектакля Анастасия Патлай. — Композитор Кирилл Широков выстроил целую систему музыкального взаимодействия с текстом. На сцене идеи композитора реализуют импровизатор Дарья Звездина (альт) и певицы Театра голоса «Ла Гол» — Лера Борисова и Екатерина Палагина. Вместе с актрисами Инной Сухорецкой и Алисой Дмитриевой — исполнительницами «ролей» Юлии Буторовой и Анны Ждановой — они составляют квинтет «амазонок».
«Милосердие» — это второй совместный проект творческого тандема выпустившего спектакль «Мельников. Документальная опера», который выдвинут на соискание театральной премии «Золотая маска 2019» в двух номинациях «Эксперимент» и за работу композитора в музыкальном театре.
Кирилл Широков: «В спектакле есть несколько линий, из которых соткана музыкальная композиция: соло альта формирующее базис звукового мира спектакля, вокальные линии, взаимодействующие с текстом, который разыгрывают актрисы, и «военные песни», время от времени смещающие спектакль в сторону экспериментальной оперетты. В диалоге с Настей Патлай мы выбрали путь прикосновений к драматургическим линиям, вложенным в сложную и полифоничную пьесу Наны Гринштейн, вместо пути иллюстрирования, и эти прикосновения стали насыщенным и одновременно нарочито бедным, наполненным пустотами музыкальным миром спектакля, в котором функция основной звуковой среды обеспечивается тишиной, а звуковые/музыкальные события рассеиваются в двухчасовом полотне спектакля как всполохи, взрезающие движение, вливающиеся в сосуд с войной и любовью, инсталлированный в «Милосердие».
Ровно сто лет назад закончилась Первая мировая война. Германия капитулировала, а в боях погибло почти 10 миллионов человек. У каждого из них была своя жизнь, любовь и ненависть, и вот — от них ничего не осталось.
На войну уходили не только мужчины. Женщины становились сестрами милосердия и спасали раненых, рвались в солдаты и не боялись идти в окопы. Ещё они успевали любить, писать стихи и рассказывать о том, как шёл снег. Правда, в спектакле «Милосердие» у героини это — шифр для описания то ли отношений, то ли секса: «сегодня «шёл снег» с В.». Надо было проявить изобретательность, чтобы в тебе не увидели проститутку. В общем, мир такой удивительный: рушится и трещит по всем швам, а человек успевает прожить его последние минуты в счастье.
Документальный спектакль может позволить себе отсутствие теорий и гипотез, оставив только человека и его жизнь, маленькую, но личную. В конце концов, что ещё остаётся делать на фоне мировой исторической катастрофы, как не влюбляться.