В Москве на площадках кинотеатра «Иллюзион», КАРО 7 Атриум и Люмьер-Холла проходят показы III Московского Курдского кинофестиваля. Зрители увидят документальные и игровые фильмы (полнометражные и короткий метр), снятые кинематографистами Ирака, Ирана, Турции, Германии, Швеции, Сирии и Испании. Всего в конкурсе — пять игровых и семь документальных полнометражных картин и 27 короткометражек, сюжеты которых сфокусированы главным образом на жизни курдов Восточного (Иранского) Курдистана со всей ее этнической спецификой и культурным многообразием.
На открытие фестиваля приехали режиссеры фильмов-конкурсантов Фарид Эльхами («Танбур») и Билал Коркут («Дыра в стене), а также актриса Тагизаде Фатемех, сыгравшая одну из главных ролей в фильме закрытия «5 килограмм грецких орехов», и член жюри конкурса игровых короткометражек Амир Голами, известный своими картинами «Дом №13» и «Море волнуется». С приветственными речами выступили и чиновники: министр культуры и молодежи правительства региона Курдистан-Ирак Мохаммед Саид Али и исполняющий обязанности представителя регионального правительства Иракского Курдистана Данар Мустафа.
«Киноискусство — это площадка, на которой мир знакомится не только с обычаями и традициями народа, но и с его болью и страданиями», — отметил Мохаммед Саид Али. И его мнение тут же наглядно подтвердил фильм открытия фестиваля «Время пьяных лошадей», снятый Бахманом Гобади и удостоенный «Золотой камеры» Каннского кинофестиваля (номинация «Режиссерский дебют») и приза ФИПРЕССИ. В основе сюжета фильма — тяжелая судьба курдских детей-сирот из горной деревни контрабандистов, вынужденных на равных выживать в мире взрослых.
Впрочем, есть в программе и оптимистичные картины. Например, «Дыра в стене» Билала Коркута, жанр которой определяется как «поэтическая драма», рассказывает о культурологе, которого «затянула» метафизическая «дыра» — тяга к поэтическому творчеству. Или турецкий фильм «Пиребок» о неравном браке между мужчиной с физическим недостатком и матерью-одиночкой: несмотря на все противоречия и традиционные предубеждения, союз оказывается счастливым.
Данар Мустафа в своей речи упомянул о том, что кинофестиваль объединил курдов из разных частей исторического Курдистана и других стран. «Программа кинофестиваля включает в себя не только художественное кино, но и большое количество документальных фильмов, способствующих сохранению традиций нашего народа». Среди заслуживающих внимания неигровых картин — «Танбур», картина об одноименном национальном музыкальном инструменте, «Традиционная курдская кухня» о гастрономических и не только обычаях, и драматическая «Свадьба в Африне». 14 октября зрителей ждет «Ночь Курдского кино» в Люмьер-холле, во время которой зрители увидят сразу несколько короткометражек — и документальных, и игровых — из конкурсной программы фестиваля.
Мохаммед Саид Али напомнил гостям форума, что Россия «принимала и продолжает принимать как советских курдов, так и курдских революционеров, и политических беженцев, всегда была и остается важным культурным и художественным центром». В знак давней дружбы народов в программу фестиваля вошли два внеконкурсных показа: советский фильм 1932 года «Курды-езиды» Амасия Мартиросяна и российская картина Георгия Параджанова «Дети Адама», снятая в 2006 году.
Также в параллельной программе фестиваля — художественная выставка «Курды: традиция и современность», которая будет работать в галерее современного искусства «Триптих» до 21 октября. Кинопрограмму форума закроет 19 октября мелодрама Бехруза Гобади «5 килограмм грецких орехов».