Роман Григорьевич Виктюк на Юбилейном вечере журнала ESTET
Ведущий: Роман Акимов. Фото: Сергей Зильберман

Один из немногих великих режиссеров российского и мирового театра, современниками которого нам посчастливилось быть… Парадоксальный, скандальный, эмоциональный и непредсказуемый Роман Виктюк. Он берется за рискованные темы и виртуозно их воплощает, будто ходит по краю, не боясь заглянуть в бездну вселенских человеческих страхов, страстей, пороков и иллюзий. Оттого его знаменитые на весь мир работы — будь то легендарные «Служанки» Жана Жене, «Саломея» Оскара Уайльда или «Федра» Марины Цветаевой, — с одной стороны, фантасмагоричны, с другой — глубоко трагичны.

Мы беседуем с Мастером в Театре Романа Виктюка, который уже многие годы располагается в знаменитом здании, памятнике архитектуры работы выдающегося советского конструктивиста К.С. Мельникова. Интервью получилось весьма мистическим.

Роман Григорьевич, как вы относитесь к провокации в искусстве?
— Она должна быть всегда! Во всем: выборе материала, автора, подачи… А на тех, кто все это не понимает и не принимает, просто не надо обращать внимания, потому что, если ты начинаешь бояться, не выходит вообще ничего…

Что вы можете назвать своей самой большой провокацией в театре и в жизни?
— Все! Сейчас мы находимся, допустим, в этом здании театра. Это работа великого архитектора Мельникова. Так вот, мы шли к обретению своего здания 20 лет! Окна в этом Доме света были заложены кирпичами, и весь он находился в неприглядном виде. Мы работали в холоде, потому что не было отопления. Крыша текла, ветры дули в щели стен, а нам было все равно. Мы 20 лет здесь репетировали и выпускали спектакли, не имея возможности их здесь же и играть. Я ходил к мэру и говорил: «Этот дом плачет. Откройте ему глаза». Мне отвечали: «Да-да». И ничего не происходило. Потом вступил в должность новый мэр — я к новому пошел. Узнав о нашей беде, он вздрогнул, сказал «да» и все сделал. И когда уже многое было отремонтировано внутри, сделано, он приехал посмотреть. Камеры, люди, журналисты… Мы перед камерой стоим вдвоем, и он мне говорит: «Ну вот, теперь Вы вошли в вечность». Я отвечаю: «Нет. Вы! Потому что Вы нам помогли». Он настаивает: «Нет, Вы». Я: «Хорошо, мы вместе». Он помолчал и сказал: «Нет, Вы один»… Я не стал перечить, потому что понимал, что да, я один…
В свое время я поехал поступать в театральный в Москву, не имея никакого блата, и поступил. И тут, к несчастью или к счастью, в мою жизнь вошли имена великих людей, которые были как раз уничтожаемы системой. Такие фамилии, как Цветаева, Ахматова, тогда были вообще непроизносимы в обществе, но уничтожить их было невозможно. И постепенно я стал возвращать этих писателей, драматургов на сцену. Я постепенно их представлял на лучших сценах страны. Конечно, это была провокация! Когда я ставил «Федру» Марины Цветаевой в Театре на Таганке, это был не просто скандал, а взрыв небес!

Вас называют главным эстетом российской театральной сцены. Вы согласны с этим?
— Я никогда не изображал, что я что-то особое знаю, чувствую, понимаю. Все мне приходило оттуда (многозначительно поднимает глаза вверх). Я, как ребенок, послушно следовал тем сигналам, которые мне в реальности поступали. Важное понятие и чувство в искусстве — служение! И все. Это самое основное.

Случались ли у вас творческие кризисы?
(Сразу и решительно.) Нет! А об этом не думаешь. Как можно думать о кризисе? Там же, наверху, все знают. И дают тебе…

В прошлом году у вас вышел двухтомник «Небо». Как он создавался, каким был замысел?
— Можно сказать, что я писал эту книгу всю жизнь. В душе, разумеется. И своими постановками… А так… Что я, сумасшедший? Я никогда не думал, что буду писать вообще. Все эти беседы с артистами на репетициях, в телепередачах, на всяких публичных выступлениях — это не может быть ни точкой отсчета, ни учебником. В том, что мы делаем, нет известных путей. Вы просто выполняете все то, что нужно Вселенной. Поэтому не возникает вопроса беды, кризиса. И наша с завлитом нашего театра Татьяной Печегиной книга только об этом. Потому она и называется «Небо».

Что вы считаете главным достижением в своей жизни?
— Самое главное достижение — это то, что я ни разу не сфальшивил.

А что — главным разочарованием?
— Это то, что никого нельзя удержать здесь, на земле, если его срок пришел.
«Федру» в свое время я начал репетировать в Театре на Таганке, который создал великий Юрий Любимов. Его преследовали отчаянно. И он уехал, потом приехал. И здесь же умер. Причем в конце жизни артисты этого театра, который он и создал, попросили его уйти. Для него это было худшим наказанием, чем изгнание, тюрьма, притеснения. И он не выдержал. Сердце его было изранено. Помню, мы шли поздно вечером в его же театре по ступенькам вниз, он остановился и сказал мне: «Ну вот, мы с тобой только вдвоем остались». Я говорю: «Нет, Вы». Он не соглашается: «Не я, ты. Запомни это». И буквально через три месяца его не стало.

Как думаете, если бы не театр, вы могли бы найти свое призвание в каких-то других областях?
— Нет! И я всегда это понимал. Когда даже я еще не родился и моя мамочка была на седьмом месяце беременности, она пришла во Львове на оперу. Начиналась увертюра «Травиаты». И я стал так биться, так хотел уже приобщиться к искусству, что мама два раза уходила с увертюры. И потом она мне рассказывала, что мой крик, когда я входил в эту жизнь, был радостным. Я хотел сюда!.. В Италии, на могиле Верди, помню, я все это ему рассказал. И услышал ответ великого композитора. Он сказал: «Эта опера никогда тобой не должна быть поставлена». Она должна быть последней. Отдельные отрывки из этой оперы я использовал в своих спектаклях. Но сколько раз мне ни предлагали поставить оперу целиком, я всегда отказывался.

В ваших спектаклях любовь почти всегда трагична.
— Ну, естественно…

Вы не верите в счастливый союз двух людей?
— Верю. Но он невозможен, потому что мы не служим великой идее.

Какой?
— Оттуда. Выдержать до конца служение этой идее человеку невозможно, тем более что ситуация жизненная тебя так толкает, что нужно врать, врать и врать.

Что вы можете сказать о молодом поколении актеров, драматургов?
— Я, к сожалению, выбираю лучших.

К сожалению?
— Да, потому что это тяжело. Для большинства же творческих людей у государства есть такие мощные приманки, что те оказываются буквально в кандалах. Глаза слепы, тело мертво! Там творческий дух не нужен. Заработок! А нужно не зарабатывать, а тратиться! И знать, что каждый день — последний. И он благословенный.

Каково быть эстетом в России?
— Когда в стране все то, что связано с эстетикой, уничтожали как могли, долгое время казалось, что это навсегда (многозначительно замолкает)… Вот сейчас я ставлю пьесу великого русского писателя Федора Сологуба, который в начале XX века написал роман «Мелкий бес». Эта книга о том перевороте, который в России тогда готовился, рос и в итоге свергнул власть. Власть эстетов. Власть красоты. Власть тех людей, для которых религия была основой духа.

В советские годы эстетизма не было?
— Ничего. Сознательно эта эстетическая аура не существовала. И мне, как представителю другой половины общества в этой стране, повезло. Я родился во Львове, это была Австро-Венгрия, европейская часть страны. Поэтому я вырос среди культуры, которую никто не уничтожал. Камни, архитектура воспитывают так, как ничто другое! Потому что в камне заложен дух, заложены боль и молитва красоте. И мыслить вне этого там невозможно, хочешь ты этого или нет.

Роман Григорьевич, можете ли вы для нашего издания сделать признание, которое не делали еще никому?
(После долгой паузы.) Могу. Все те великие люди, которые дружно сегодня уходят, меня не бросают. Они со мной общаются. И говорят: «Тебя там ждут. Мы все».

Опубликовано, ESTET № 23