«Доктор Фауст» и эффект бабочки
Пьеса, которую показала на премьерном показе 4 июня в зале Театра имени Ермоловой труппа Театра Москвы, написана не Гете. Но в этом нет никакой проблемы: дело в том, что Фауста придумал отнюдь не великий немецкий философ и писатель: этот доктор — народное творчество, легенда, литературные интерпретации которой появлялись задолго до Гете. Так, первую сценическую версию истории про ученого, продавшего душу дьяволу ради познания и власти над миром, под названием «Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста», написал еще в конце XVI века не немецкий, а британский драматург — Кристофер Марло.
В пьесе, которую поставил режиссер Иван Титов, доктор Фауст и особенно Мефистофель изрядно «обрусели»: дьявол цитирует Булгакова и травит бородатые анекдоты, а весьма смелая сцена совращения несчастной Гретхен разворачивается под бодрый хит «Глазами и душой» группы Чиж & Co (часть зрительного зала тут же начинает подпевать). Но, несмотря на понятные залу песни и шутки, философский вопрос остается прежним — можно ли творить зло ради высокой цели, будь то познание, творчество, власть, вечная молодость или что угодно другое. Как быть с тем, что практически любое решение и поступок человека буквально по «эффекту бабочки» влекут за собой неизбежные последствия? И, чем масштабней личность и серьезней поступок — тем тяжелее могут оказаться последствия, порой совершенно разрушительные и для самого принявшего решение или совершившего поступок, и для окружающих.
«Для себя эпилогом спектакля я взял цитату из книги Екклесиаста «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Как соотносится между собой интеллект и те, мягко говоря, издержки, которые неизбежны на пути познания? — рассказывает об идее спектакля режиссер Иван Титов. — «Доктор Фауст» — это живая дискуссия на данную тему, исследование взаимоотношения человеческого и дьявольского во всех нас. На мой взгляд, дьявол живет в голове. Имеет прописку, так скажем, в ментальном. Мы его не видим, не держим за руку, но всегда четко знаем, когда дьявольское в нас берет верх. Кто в нас ведет эту борьбу? И конечно, через призму произведения Гете мне хотелось исследовать тему гения и злодейства, понять, как стираются границы общепринятой морали в случае, когда мы имеем дело с гением», — рассказал о замысле спектакля Иван Титов.
В отличие от хрестоматийного представления о Фаусте, у Титова доктор изначально молод и привлекателен (его играет Игорь Коняхин — широкоплечий красавец, хорошо знакомый завсегдатаям «Ленкома»). Мефистофель в исполнении Дениса Аврамова (играет также в «Мастерской Фоменко») похож на обаятельного и веселого провинциального фраерка, а не на духа зла. А вот с Господом Богом вышло забавно: его роль досталась Александру Белову, который в предыдущей постановке Титова «Гастроль Воланда» играл как раз Дьявола.
Романтичная и миловидная Екатерина Джайн (Гретхен-Маргарита) стала Маргаритой во второй раз: в «Гастроли Воланда» режиссер тоже доверил ей главную женскую роль. И надо признать, что у Джайн это две совершенно разные женщины — как, собственно, и должно быть. Хочется отметить еще бойкую и яркую Марту (Мария Денисова, выпускница мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе). Марта и Мефистофель по замыслу режиссера составляют забавный лирично-комический дуэт.