22 ноября 2019 г. театр «Русский балет» на сцене Губернского театра представил премьеру балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в оригинальной редакции народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.
Балет поставлен по мотивам одноимённой поэмы А.С. Пушкина на музыку Б. Асафьева. Гордеев является и автором обновленного либретто, и балетмейстером-постановщиком, и хореографом. Премьера была посвящена 220-й годовщине со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, а также приурочена к Году театра.
В.М. Гордеев: «Идея поставить «Бахчисарайский фонтан» возникла еще во время гастролей нашего театра в 2014 по городам Крыма, история которого так богата легендами, вдохновившими в свое время А.С. Пушкина. Сразу осуществить постановку не получилось, но при поддержке Министерства культуры Московской области нам удалось реализовать этот проект в год юбилея поэта, а также приурочить премьеру к пятилетней годовщине возвращения Крыма в Россию. Мечтаю показать спектакль не только на сценах Москвы и Подмосковья, но и привезти его крымчанам».
Хореографическая сюита по балету «Бахчисарайский фонтан», в которую вошли фрагменты новой постановки, была впервые показана в июне этого года на Пушкинском театральном фестивале в Больших Вяземах. Эскиз будущего спектакля был встречен публикой с восторгом.
На премьерном показе перед зрителями предстал полнометражный, двухактный балет-поэма «Бахчисарайский фонтан» авторской редакции Гордеева. В спектакле была задействована практически вся труппа театра. Главные партии подготовили: Мария — заслуженная артистка Московской области Юлия Звягина, ведущая солистка Дарья Дарина; Вацлав — заслуженный артист РФ Дмитрий Котермин, Нур-Али — заслуженный артист России Михаил Мартынюк, лауреат международного конкурса в Сполето Арутюн Аракелян, Зарема — лауреат международного конкурса Сиори Фукуда, Аббат — заслуженный артист России Дмитрий Проценко, Хан Гирей — ведущий солист, лауреат международного конкурса Артем Кудряшов.
Балет «Бахчисарайский фонтан» — яркий представитель эстетики драматического балета. В основе партитуры лежит музыка Б. Асафьева. Новая редакция либретто опирается на сценарий Н. Волкова. Гордеев не ставил перед собой задачу перенести на сцену своего театра каноническую хореографию известной постановки Ростислава Захарова (1934 г.). Он создает свою оригинальную режиссуру в двух актах, сочиняет танцевальную ткань спектакля, делает его более динамичным и насыщенным. В каждую позу и жест балетмейстер Гордеев вкладывает драматическую нагрузку. В спектакле нет обезличенных персонажей. И солисты, и кордебалет вовлечены в действие — все они участники разыгрываемой драмы, воплощающие живые образы. Танец в образе — задача для танцовщика непростая. Исполнительская убедительность зависит не только от изощренной техники танца, но и, большой мере, от актерского мастерства и таланта артистов.
Композиция постановки основана на контрастном сопоставлении двух различных культур — славянской и восточной, которым не дано понять и принять традиции друг друга. В хореографии использованы классический и восточный стили, органично вставлены народно-сценические танцы. Лирический дуэт Вацлава и Марии, знаменитая воинственная «Татарская пляска», классические вариации Марии — эти жемчужины хореографии предыдущих постановок максимально сохранены, но при этом они играют новыми, отшлифованными гранями.
На сцене разворачивается история-легенда, вдохновившая в свое время к творчеству А.С. Пушкина, — история безответной любви крымского хана Гирея к плененной польской княжне Марии. Финал балета трагичен — прекрасная Мария убита кинжалом Гирея, казнена ревнивая Зарема, отстаивающая свою любовь к хану, одиноким и безутешным в своих страданиях остается сам Гирей. В память о своей возлюбленной он возводит Фонтан Слез — фонтан, символизирующий плачущее от горя мужское сердце.
Спектакль оформлен с использованием 3D технологий. Мультимедийные инсталляции разработаны художником компьютерной анимации Павлом Суворовым. Костюмы созданы по эскизам театрального художника Екатерины Яковлевой, парики и бутафория изготовлены в мастерских Большого театра. В разработке эскизов сценической обуви и оружия принимала активное участие заведующая костюмерным цехом театра «Русский балет» Елена Шилина.