30.09 / 2023 — 14.01 / 2024

В Государственном Историческом музее открылась экспозиция «Записки ювелира. Бриллиантовая история». Она организована крупнейшей в мире алмазодобывающей компанией АЛРОСА, и уровень выставки вполне отвечает масштабу компании-организатора.

«Записки ювелира» — часть алросовского проекта POSIÉ, задача которого — изучение и сохранение российских ювелирных традиций. Название проекта неслучайно. Иеремия (Жереми) Позье — любимый ювелир российской императрицы Анны Иоанновны, приглашенный ею ко двору и остававшийся там и при Елизавете Петровне, и при Екатерине II. Для коронации последней, кстати, он создал знаменитую большую императорскую корону из серебра, золота, жемчуга и бриллиантов с гигантским кабошоном шпинели в навершии. Реплику этой драгоценности от компании АЛРОСА, созданную с применением современных технологий, можно увидеть на выставке.
Творчество Позье и его современников, по преимуществу французов, определило «лицо» русского ювелирного дела на век вперед. Этому посвящена первая часть выставки, экспонаты для которой — драгоценные табакерки (которыми, кстати, императрицы награждали подданных наряду с орденами), расписные веера, золотую шкатулку Анны Иоанновны, ларцы для денег и  украшений и, конечно, сами исторические украшения — предоставили не только ГИМ, но и Государственный Эрмитаж, и Гохран России.

Сценография выставки — очень театральная, таинственно-драматичная — плод фантазии режиссера и театрального художника Василия Бархатова, который уже не впервые работает с ГИМ. Его романтические затененные пространства — стилизованная библиотека, кладовая, завешенный черными бархатными гардинами будуар с фортепиано и старинными хрустальными люстрами, лежащими прямо на полу — погружают зрителя в некое вневременное поле: не прошлое, но фантазию о прошлом.
Вторая часть экспозиции трансформипует пространство из воображаемой истории в чудесный сказочный мир. В светлом зале с множеством стилизованных красных маков выставлены кольца «Маковая росинка» из первой коллекции высокого ювелирного искусства POSIÉ — «Волшебные сказки». Ее автор — Михаил Барышников, известный стилист и арт-директор, ставший ювелиром. В 2020 году он стал единственным российским дизайнером, чьи украшения были презентованы на неделе haute joaillerie (высокого ювелирного искусства) в Париже.

Барышников смело обращается и с материалом, и с идеей украшения. Его кольца — «травинки» из золота или тонированного в зеленый цвет титана с бриллиантами необычной фасетной огранки, переливающиеся, как капля росы. Чокер-трансформер «Золотое яичко» — павированное бриллиантами и желтыми сапфирами «скорлупа». В сложенном виде это яйцевидный арт-объект, который при желании владельца распадается, становясь ожерельем или двумя браслетами. Тиара «Шапка-невидимка» из черненого титана в полутьме незаметна — бросается в глаза только огромный бриллиант. А для браслета-«стрелы», закрученной в спираль, Василий Бархатов придумал целый концептуальный зал — стилизованную «кузницу», где магическим ритмом звучит стук молота о наковальню, алые световые полосы напоминают следы разлетающихся искр, а в витрине рядом со «стрелкой» с алмазным наконечником лежат настоящие стрелы из фондов Исторического музея, некогда сработанные древними мастерами.

Для дизайнера Михаила Барышникова (который, к слову, еще в середине 2010-х основал собственную ювелирную марку Anima) коллекция POSIÉ «Волшебные сказки» стала возможностью «прочертить стрелку» от русского фольклора через исторические традиции ювелирного дела к современному российскому haute joaillerie. «Это потрясающая возможность поработать с наследием такой глубины, — отметил он. — Мало кто знает, что до Карла Фаберже в России уже был создан огромный пласт ювелирной истории. История Позье и других ювелиров, создавших драгоценную славу русской империи, старше, чем история многих французских ювелирных домов, которые нам известны сегодня. И для меня как для дизайнера создать коллекцию, которая сквозь века соприкасается с такой красивой частью истории страны — это очень ценно».

Выставка «Записки ювелира. Бриллиантовая история» в Государственном историческом музее работает до 14 января 2024 года.