Театр «Модерн», режиссер Юрий Грымов
Юрий Грымов, заслуженный артист РФ, лауреат более семидесяти наград в профессиональной сфере, человек года и человек десятилетия (2006) — известен поколению 40+ как режиссер фильмов «Казус Кукоцкого», «Коллекционер», «Чужие» и многих других, а также рекламными роликами и клипами для весьма широкого «ассортимента» артистов — от Примадонны Аллы Борисовны и Бориса Моисеева до Алсу, Uma2rmaH и Дианы Арбениной. Его карьера как театрального режиссера не менее успешна. Он стартовал еще в 1999-м в театре Вахтангова с философского байопика «Дали», но действительно шумной стала его вторая постановка — «Нирвана» в театре Моссовета (2003), где Курта Кобейна сыграл кумир панк-рокеров Найк Борзов. Сейчас спектакль «Нирвана» в новой редакции идет в театре «Модерн». Также уже десять лет с аншлагами идет спектакль «Цветы для Элджернона», который Юрий Грымов поставил в РАМТе.
Сейчас Грымов — худрук театра «Модерн». С 2017 года он выпускает там по две-три премьеры в год, но в этом году вышла пока одна — «Цветы нам не нужны». Первый показ спектакля для зрителей прошел 1 сентября, в День знаний — как сказал сам режиссер, выйдя на поклоны, неспроста: «Это надо знать». Под «этим» Грымов имел в виду сюжет пьесы — возмездие осужденным на Нюрнбергском процессе. Так, во всяком случае, пишут в аннотациях к ней.
На самом деле все несколько глубже. По словам режиссера, его новый спектакль «мог бы стать прологом трилогии «Антихрист и Христос». В то же время — это самостоятельное произведение». Те, кто видел «Петр I» и «Леонардо» (первую и вторую части трилогии), помнят, что центральная идея там — взаимоотношения ангажированного художника с облеченным властью заказчиком и, одновременно, с собственной совестью. «Цветы…» — в сущности, о том же самом.
Автор пьесы — Надежда Селиванова (актриса «Модерна», выпускница режиссерской мастерской Московской международной киношколы) — пользовалась в работе скандально знаменитыми в свое время мемуарами Альберта Шпеера, одного из осужденных в Нюрнберге, а также его книгой «Шпандау: Тайный дневник». Шпеер, личный архитектор Гитлера и рейхсминистр вооружения и военного производства на финальном этапе Второй мировой, — по сути, и есть главный герой спектакля.
Все происходящее на сцене крутится вокруг мучительных, иногда психиатрических диалогов Шпеера (в исполнении актера театра Вадима Пинского) с сокамерником Рудольфом Гессом (его играет в своей узнаваемой трагифарсовой манере актер Юрий Анпилогов), с воображаемым гротескным фюрером (Роман Зубрилин) и, наконец, с самим собой.
И эти третьи беседы — самые интересные. Их содержание — отнюдь не ужас и раскаяние (а Шпееру было в чем раскаиваться, на его совести — смерть от голода и непосильного труда полумиллиона иностранных рабочих, военнопленных и узников концлагерей). Шпеер бегает по тюремному саду, постоянно жалея себя. Еще бы: угодил на двадцать лет в тюрьму, так и не перестроил Берлин (а планы реконструкции столицы третьего рейха были едва ли не более кардинальными, чем результаты бомбардировок союзников), не реализовал амбиций, лишился всех радостей земных.
К слову, настоящий, не сценический Шпеер был большим ценителем этих радостей. Оказавшись за решеткой в 40 (он был очень молодым для своей головокружительной карьеры) и выйдя на волю в 61, он еще полтора десятка лет наслаждался жизнью. На деньги, вырученные за мемуары и от продажи картин, некогда отобранных у евреев, жертв нацистского режима, — а значит, и его, Шпеера, жертв. Умер «личный друг Гитлера» с репутацией «самого хорошего нациста» в преклонные 76, скандально и характерно: в гостинице на свидании с любовницей. Кстати, очень символично — тоже 1 сентября.
«Цветы…» идут почти три часа, в них много всего: музыки, шумовых и дымовых эффектов, неожиданных сюжетных поворотов и черного юмора. Но для режиссера, похоже, главное — именно диалоги его (анти)героя с совестью, а не мистические явления фантасмагорических персонажей и не красочно-звучные интермедии под «Хорста Весселя», «Лили Марлен» и французский шансон, под раскаты Людмилы Зыкиной и даже под Rolling Stones. Грымов верен себе: и сценография, и свет, и музыкальное оформление спектакля, которыми он занимался лично, вполне достойны его репутации знаменитого российского режиссера и одного из самых заметных клипмейкеров 1990-2000-х. Но все же чувствуется, что Творец, зажатый между Заказчиком, которому невозможно отказать, и Совестью, которой невозможно заткнуть рот, — его личная, очень болезненная тема. В конце концов, именно Грымов был автором памятной многим избирательной кампании-1996 «Голосуй, или проиграешь!».