Валерия Беседина, заслуженная артистка России, лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель Союза Композиторов России
Эффектная, харизматичная, яркая, солнечная… Такие эпитеты первыми пришли мне в голову, когда я только познакомился с Валерией Бесединой. Копна огненных волос, обворожительная улыбка, звонкий смех и пронзительный взгляд синих глаз. Женщина, оседлавшая ураган эмоций и красок, воплотившая их через совсем не-женскую профессию композитора.
С её творчеством я познакомился, прослушав недавно изданный CD-альбом «Экспромты сердца», и был впечатлён полижанровостью: там и тяжелый рок, джаз, классический романс, баллады и фолк-рок. Каково же было моё удивление, когда спустя буквально несколько дней, во время моего недавнего приезда в Брюссель, я увидел афишу концерта Валерии. «Случайности не случайны», — подумал я, и пошел следующим вечером на концерт. Светская публика, парламентарии ЕС, богема, как и из России, так и европейская, практически кожей ощущаешь, что классическая музыка — «элитарное искусство». Начался концерт, и я понял, насколько важно послушать вживую исполнение того, что слышал лишь в записи, — Валерия сама великолепно играет на рояле и поет, при этом заряжая своей энергетикой зал.
Валерия Беседина с сыном Святославом
Также в концерте участвовал и её сын, Святослав. В этот раз природа не отдохнула на ребенке талантливого человека, а продолжила свои чудные деяния. Святослав — оперный певец, работает сейчас в Австрии, но ради концерта приехал в Бельгию. Высокий и обаятельный юноша, обладатель замечательного баса, не только спел произведения Валерии, но и зачитал публике некоторые свои стихи (позже я узнал, что он состоит в Союзе Литераторов и является автором текстов для опер и некоторых песен самой Валерии). Вот такой очаровательный семейный творческий тандем.
Особенно меня восхитил практически цирковой номер на концерте: импровизация на предложенную публикой картину. В зале были выставлены работы современников, и публике было предложено выбрать одну для импровизации. Зрители выбрали картину известной бельгийской художницы, и вот, минута тишины, Валерия всматривается в полотно, и… начинается чудо — исполняется совершенно новое произведение, прямо на наших глазах сплетается энергия музыки и картины, создавая что-то новое и изумительное. На зрителей этот процесс производит магически-магнетическое впечатление. Это разрешено снимать, ведь Валерия после исполнения не сможет вспомнить и воспроизвести музыку еще раз. Автор для всех приоткрывает завесу таинства создания музыки. После концерта я пообщался с некоторыми зрителями, и они не скрывали свои восторги. Удивительное волшебство настоящего искусства — за считанный час преображать людей, пробуждать в них что-то прекрасное, чему не место в повседневной суете. Видимо, за подобным эксклюзивным ощущением, за такой пронзительной искренностью русской Валерии и ходят на её концерты европейцы.
На концерте в Брюсселе
Конечно, до концерта я и не подозревал обо всём глобальном масштабе её выдающегося дарования. Оказывается, что из-под пера композитора Бесединой вышли оперы, балеты, симфонические произведения, которые украшают афиши филармоний, в репертуаре знаменитых российских театров, звучат на престижных международных форумах и фестивалях. Можно даже утверждать, что она самый балетный композитор современной России — 8 поставленных спектаклей! Это и драматичный «Гойя», и озорной «Кот в сапогах», и эротичная «Суламифь», и весёлый «Цирк приехал!», и жутковатый «Вий», и прелестная «Красная Шапочка», да и география широка: Москва, Санкт-Петербург, Челябинск, Красноярск, Тольятти… и часто на произведения Бесединой действует закон парных чисел. Ведь стоит на сценических подмостках появиться одному произведению, как у театральных коллег вслед возникает желание продолжить с нею сотрудничество, так как оно приносит радость сотворчества и дарит позитив благодарной публике.
После необыкновенного авторского вечера мне удалось пообщаться и с самим композитором, и получить ответ на вопрос: как она чувствует свою связь с творчеством, что для неё музыка? «Так сложилось в жизни, что хобби и есть моя профессия, которая практически занимает всё пространство жизни. Я никогда не вымучиваю из себя темы и мелодии. Вероятно, потому что естественно рожденная музыка, созданная не рационально умозрительно, а прочувствованно, услышав биение сердца, способна волновать слушателей и проникать в их души. Музыка — самое эмоциональная из всех видов искусств. И творить нужно, прислушиваясь к своим чувствам.
И еще важный фактор творчества, во всяком случае, для меня. Никогда нельзя идти на компромиссы, это опасно, ведь творческий процесс создание чего-то нового необъясним до сих пор. Недопустимо лгать в творчестве, ибо можно потерять эту невидимую связь с неведомой силой! Нельзя гнаться за «длинным рублем», нельзя потакать дурновкусице, ибо кто-то ТАМ может и отрезать от этого небесного канала, от этих хрустально звенящих нитей, которые связывают фантазию композитора с неизвестностью и с неизведанным другим измерением. Откуда идет творческий посыл? Композитор всю жизнь пишет диктант, который надиктовывает Некто или Нечто. И композитор обязан эти мысли и эти звуки расшифровать таким образом, чтобы донести их, не расплескав, до окружающего мира. В этом и заключается миссия настоящего творца.
По-настоящему творческий человек не имеет права заниматься бизнесом. Увы, мне знакомы примеры, когда талантливые люди шли на сделку с собой и становились бесплодны в творческом смысле. Это большая трагедия для личности в искусстве. Поэтому нужно чутко и бережно относиться к окружающим людям, чувствовать дыхание природы, ловить флюиды эмоций, чтобы в итоге сублимировать всё услышанное и увиденное, чтобы с чистыми помыслами создать новое яркое, глубокое произведение. Тогда оно станет нужным очень многим и будет стимулировать в каждом жажду прекрасного».
При всех своих талантах, Валерия остается человеком, удивительно приятным и коммуникабельным: с удовольствием поведала о том, как любит водную стихию и плавает круглый год, как иногда срывается куда-нибудь на машине, куда глаза глядят, и путешествует, преодолевая тысячи километров, как ей нравится создавать уют в своём доме, проявляя незаурядную дизайнерскую фантазию, как мечтает поплавать вместе с дельфинами. Как говорил Антон Павлович Чехов: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Только тогда он может по-настоящему созидать и создавать эстетику нашей реальности, как это делает Валерия Беседина.
Герман Виланский