ГМИИ им. А.С. Пушкина представит картину Тинторетто «Происхождение любви» (1562) из собрания известного венецианского антиквара Пьетро Скарпа на выставке в Венеции «В конце пребывает начало. Тайное братство Тинторетто».
Картина была утрачена в XVII веке и вновь обнаружена семьей Скарпа в 1991 году. До этого момента произведение находилось во французской коллекции, которая поддерживала версию, что работа попала к ним как трофей во время наполеоновской интервенции. С момент открытия работы Тинторетто она находится в собрании галереи Antikita Пьетро Скарпа, одного из пионеров возрождения антикварного дела в Венеции. Она была показана в Токио, Японии, в Фонде Querini Stampalia в Венеции и в рамках других итальянских проектов. Произведение будет показано в диалоге с другими работами выставки современных художников – Гари Хилла, Ирины Наховой, Дмитрия Крымова и Эмилио Ведова.
Полотно «Происхождение любви» было заказано Тинторетто Федерико Контарини, одним из основателей Общества Чулка, и стало эмблемой этого общества. Его участники были ответственны за организацию важнейших торжественных событий в Венеции, занимались благотворительностью и поддерживали искусство. Библиотека, в которой проходили собрания Общества чулка и в которой в какой-то момент находилась сама работа, являлась важным культурным центром Венеции XVI века и была хранилищем знаний, унаследованных венецианскими гуманистами от античности. Федерико Контарини, заказывая произведение, вероятно, следовал по стопам своего родственника — гуманиста Спероне Сперони.
Иконография картины Тинторетто основана на «Диалогах о любви», опубликованных Сперони в 1540-х годах, которые были крайне популярны среди венецианцев в то время. По своему содержанию «Диалоги о любви» напоминают «Диалоги» Платона и отсылают к античному наследию. На картине Аполлон, бог Солнца, держит в руке жаровню с человеческой душой, в которой солнце зажигает любовь. Аполлона сопровождают фигуры Афродиты Пандемос и Афродиты Урания — любви земной и любви небесной. В их руках находятся атрибуты Изобилия, Благоразумия, Меры, Чистоты и Мудрости — эти качества необходимы, чтобы питать пламя любви.
В период, когда Тинторетто писал «Происхождение любви», он также исполнял живописный цикл для квадратного атриума Дворца дожей. Непродолжительное время работа служила центральным медальоном композиции этого атриума.
Произведение станет концептуальным центром выставки и первым шагом в развитии культурного обмена между семьей Скарпа и ГМИИ им. А.С. Пушкина.