5.03 — 26.05 / 2024

Куратор: Виктория Маркова, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
Место проведения: Белый зал, колоннада, залы 19–20 Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина (Волхонка, 12)
Участники выставки: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей-заповедник «Гатчина», Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково», Пермская государственная художественная галерея, Моршанский историко-художественный музей имени П.П. Иванова, Смоленский государственный музей-заповедник, Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки, Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, частные собрания.

5 марта в ГМИИ им. А.С. Пушкина открылся проект «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» — первую выставку итальянского натюрморта в России. Выставочный проект открывает посетителям новые имена и расскажет об обновленных атрибуциях. В экспозиции показаны 70 произведений из крупнейших российских собраний: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Пермской государственной художественной галереи и других. Спонсор выставки — ПАО «Транснефть».

Выставка «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» является выставкой-открытием. Это и открытие самого факта, что в Италии, стране классической культуры, натюрморт пользовался спросом и имел широкое распространение, а возникавшие здесь формы и композиции получали общеевропейское признание. Сегодня благодаря продолжающимся исследованиям мы понимаем, что итальянской школе XVII века принадлежит значительное место в развитии этого жанра. Именно Италия во многом определила типологию европейского натюрморта и оказала значительное влияние на творчество художников других стран. Неожиданным открытием для зрителей будет и сам характер итальянского натюрморта, непохожего на то, как этот жанр понимали мастера северной Европы.

Еще один чрезвычайно важный аспект выставки — определение авторства произведений, отвечающее сегодняшнему состоянию науки. Эта задача непростая, поскольку итальянские живописцы редко ставили на своих работах подписи, не говоря о датах. Многие атрибуции были уточнены и исправлены куратором выставки доктором искусствоведения Викторией Марковой, которая на протяжении всей своей научной деятельности не выпускала эту тему из поля своего внимания. Так, открытием стали картины неаполитанского художника Джузеппе Рекко, одного из крупнейших мастеров XVII века. Считалось, что на территории России нет ни одной его работы, но Виктория Эммануиловна установила, что два натюрморта из российских собраний принадлежат его кисти. В процессе реставрации произведения, находящегося в собрании Государственного Эрмитажа, была обнаружена монограмма, подтверждающая авторство Джузеппе Рекко.
Многообразием натюрмортных композиций итальянское искусство заметно превосходит все прочие национальные школы. В Италии большую роль играли местные художественные центры, каждый из которых обладал своим неповторимым лицом. В Неаполе живописцы специализировались на цветочных натюрмортах и «рыбных уловах», в Бергамо — на изображении музыкальных инструментов, а в Риме в моде были декоративные полотна с цветами и фруктами на фоне парков, которые нередко дополнялись скульптурными изображениями либо фигурками играющих путти.

Открывает экспозицию картина Джузеппе Арчимбольдо из частного собрания, представленная в центре Белого зала. Его творчество вызывает большой интерес, особенно его антропоморфные портреты-метаморфозы, составленные из плодов, фруктов, предметов. В известном смысле Арчимбольдо предвосхитил появление натюрморта как самостоятельного жанра, но он был не одинок. Во Флоренции работал Якопо Лигоцци, автор картины на тему vanitas из собрания ГМИИ и четырех превосходных рисунков с изображением рыб из собрания Эрмитажа, которые на выставке экспонируются впервые.
В рамках выставочного проекта также подготовлены каталог, образовательная и инклюзивная программы. В настоящее время Виктория Маркова готовит к выпуску книгу «От Караваджо до Моранди. Истоки и развитие итальянского натюрморта». В качестве приложения в издании будет опубликован полный каталог итальянских натюрмортов, находящихся в собраниях России и бывших республик Советского союза, над которым автор работала на протяжении многих лет.

Пушкинский музей благодарит флористическое направление компании BURO ALL DESIGN за цветочное оформление вернисажа.