Пушкинский музей совместно со Stella Art Foundation и Mail.ru Group представит в Венеции специальный проект направления «Пушкинский XXI» «В конце пребывает начало…» — выставку работ современных художников, посвященную 500-летию со дня рождения великого венецианского художника Якопо Робусти, прозванного Тинторетто, которая пройдет во время 58-й Венецианской биеннале современного искусства.

Даты проведения: 11 мая — 11 сентября 2019
Место проведения: Италия, Венеция, церковь Сан-Фантин
Художники: Дмитрий Крымов (Россия), Ирина Нахова (Россия), Гари Хилл (США), !Mediengruppe Bitnik (Швейцария), Эмилио Ведова (Италия)
Кураторы выставки: Марина Лошак, Ольга Шишко

Инсталляции современных художников Дмитрия Крымова, Ирины Наховой и Гари Хилла заполнят пространство церкви Сан-Фантин, где когда-то хранилась картина самого Тинторетто. Они вступят в диалог с полотном художника-модерниста Эмилио Ведова — последователя Тинторетто — и историческим контекстом места. Проект-интервенция коллектива !Mediengruppe Bitnik дополнит программу и подчеркнет атмосферу сопричастности и принадлежности к тайному венецианскому братству.

Инсталляция Дмитрия Крымова

«Тинторетто — это Венеция, даже если он ее не пишет» — сказал о художнике Жан-Поль Сартр. В живописи Тинторетто ключевой категорией было пространство, в своих произведениях он воплощал бесконечную вселенную, движущуюся и бурлящую. Произведения современных художников, специально созданные для этого проекта, переосмысляют новаторский подход великого венецианца и предлагают зрителям погрузиться во вселенную Тинторетто. Каждое из произведений по своему трактует важнейшие мотивы творчества Тинторетто, среди которых — духовное единение людей, мотив чуда, а также его мастерская работа с динамикой пространства и выразительными возможностями света.

Проект выстроен не как традиционная выставка, а как современная месса, где каждый акт — новое произведение, заполняющее все пространство церкви. Помимо медиаработ, на выставке будет представлено полотно итальянского абстракциониста Эмилио Ведовы — главного последователя Тинторетто в XX веке, вступающее в диалог с работами современных художников.

Театральный режиссер Дмитрий Крымов создает перформативную инсталляцию по мотивам «Тайной вечери» из церкви Сан-Тровазо. Интерпретируя «Тайную вечерю», он конструирует в алтаре церкви Сан-Фантин другую реальность, основанную на trompe-l’oeil — зрительной обманке, — тем самым заставив зрителя усомниться в правильности своего восприятия. В работе над инсталляцией приняли участие актеры Анатолий Белый, Ольга Воронина и студенты ГИТИСа мастерской Дмитрия Крымова.

Медиаинсталляция Ирины Наховой

Медиаинсталляция Ирины Наховой состоит из трех частей, каждая из которых отсылает к произведениям итальянского мастера. Все они переосмысляют библейские сюжеты с позиции переживания современной истории. Важным мотивом творчества Тинторетто для художницы является динамика человеческой массы, которая обладает критическим эмоциональным накалом. Бурление земной материи ищет выход в запредельном космическом пространстве, которое сложно помыслить, но можно прочувствовать благодаря драматургии медиаработы Наховой.

Инсталляция Гари Хилла

Классик американского медиаискусства Гари Хилл раскладывает элементы живописи Тинторетто на спектры и нейроны и создает из них новую сущность, звучащую и мерцающую. Отправной точкой для Хилла является не архитектурное пространство, а, в первую очередь, пространство человеческого сознания. Соединение визуальных образов с интенсивным электронным звучанием позволяет получить глубокий синестетический опыт.

Эмилио Ведова

Одна из поздних работ Эмилио Ведова, представленная на выставке, — Tondo — имеет форму круга. Она отражает концепцию закольцованности времени. Ведова видел миссию художника в том, чтобы записывать и вновь транслировать вечные темы столкновений, волнующие весь мир: войны, несправедливость, угнетение. Как и Тинторетто, он оперирует не образами, а целыми стихиями, пространством. Форма круга стала для него возможностью выйти за пределы живописной среды через соединение пространства и времени.

Оригинальная картина Тинторетто «Происхождение любви» (1562) из собрания известного венецианского антиквара Пьетро Скарпа станет концептуальным центром выставки. Живописное произведение было создано Тинторетто по заказу Федерико Контарини, прокуратора Сан-Марко, одного из основателей могущественного Общества Чулка (Compagnia della Calza degli Accesi), чтобы стать его символом и украсить один из залов библиотеки Марчиана — важного культурного центра Венеции XVI века, в которой собирались члены братства. Тинторетто изобразил сюжет из популярных в то время «Диалогов о любви» Спероне Сперони: Аполлон держит в руке жаровню с человеческой душой, в которой солнце зажигает любовь. Молодого бога сопровождают фигуры Афродиты Пандемос и Афродиты Урания — любви земной и любви небесной. Произведение находилось в забвении до 1991 года, когда было открыто семьей Скарпа. С тех пор картина хранится в коллекции, недоступной для широкой аудитории.

Выставка Пушкинского музея станет первым событием, которое распахнет двери церкви Сан-Фантин для зрителей после десятилетней реставрации. Возведение церкви было завершено в XVI веке, а первые культовые постройки на этом месте датируются X веком.

В выставке также примет участие коллектив !Mediengruppe Bitnik и проведет секретный проект-интервенцию, позволив зрителям вступить в тайное братство Тинторетто. Атмосфера секретности, сопричастности и сотворчества объединит их проект с темой венецианских братств.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Тинторетто осуществлял перемены в искусстве, которые шли вразрез с жизнью, казавшейся регулярной или традиционной. Нам важна тема братств, в том числе и бедных братств, по заказам которых работал Тинторетто. Эта выставка — о роли художника, который работает не с богатыми клиентами, не в поиске средств к существованию или личному комфорту, а для того, чтобы человека ничего не отвлекало от произведений, среди которых происходит литургия, на которых он сосредоточится, и которые изменят его».

Стелла Кесаева, президент Stella Art Foundation: «В 2019 году наш Фонд в седьмой раз возвращается в Венецию. Мы трижды представляли Россию на Венецианской биеннале в национальном павильоне, до этого в рамках параллельной программы показывали проекты в музее Ка Реццонико, в Школе искусств Тираоро и Баттиоро, а также устраивали специальное событие в 2005 году в Фонде Гуггенхайма. На этот раз в сотрудничестве с ГМИИ им. А.С. Пушкина Фонд выступает соорганизатором выставки, где актуальное искусство вступает в диалог с произведениями великого венецианского мастера Тинторетто, чье 500-летие отмечается в этом году во всем мире».

ХУДОЖНИКИ

ГАРИ ХИЛЛ (р. 1951, Санта-Моника, США) — художник, работающий с широким спектром медиа: скульптурой, звуком, видео, инсталляцией и перформансом. С начала 1970-х годов создает видео, мультимедийные инсталляции и перформансы. В своих работах он исследует множество вопросов, от физического измерения языка и синестезии до онтологии пространства и интерактивности зрителя. В 2013 году художник в качестве режиссера работал над оперой для Лионского оперного театра. Персональные выставки Хилла прошли в престижных институциях по всему миру, включая Фонд современного искусства Cartier в Париже; Центр Жоржа Помпиду в Париже; Музей Гуггенхайм в Нью-Йорке; Музеи современного искусства в Базеле, Тайбэе, Тель-Авиве, Сан-Франциско; Oi Futuro в Рио-де-Жанейро и совсем недавний проект в Музее искусства архитектуры и технологий в Португалии. Хилл получил множество наград, включая Золотого льва Венецианской биеннале (1995), премию Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (1998) и премию Курта Швиттерса (2000).
ДМИТРИЙ КРЫМОВ (р. 1954, Москва, Россия) — режиссер, художник, сценограф. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации. Окончил Школу-студию МХАТ (1976). Его спектакли участвуют в престижных международных фестивалях Австрии, Великобритании, Германии. Спектакли Крымова шесть раз удостаивались премии «Золотая маска». Лаборатория Дмитрия Крымова активно гастролирует по миру, в том числе в Бразилии, США, Австралии, Новой Зеландии. С 1990-х годов занимается искусством: живописью, графикой, инсталляцией. Участвовал в групповых и персональных выставках в России и за рубежом. Его работы хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Музея Ватикана, Всемирного банка. В 2004–2018 годах был художественным руководителем лаборатории при театре «Школа драматического искусства». Большое внимание режиссер уделяет взаимодействию актера и пространства сцены, а также сценографии. Среди известных постановок: «Смерть жирафа», «Opus №7», «Сон в летнюю ночь», «Тарарабумбия», «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» и др.
ИРИНА НАХОВА (р. 1955, Москва) — художница, представительница московского концептуализма. Работает в жанрах живописи и инсталляции. Окончила Московский полиграфический институт. С 1989 года провела более 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Барселоне, Зальцбурге, Нью-Йорке, Чикаго и других городах Европы и США. Лауреат Премии Кандинского (2013) в номинации «Проект года». В 2015 году представляла Россию на 56-й Венецианской биеннале.
!MEDIENGRUPPE BITNIK (Кармен Вайскопф, р. 1976, Швейцария; Домагой Смольо, р. 1979, Хорватия) – медиахудожники, работающие преимущественно с Интернетом. В своих работах они исследуют тему виртуального пространства, в том числе – даркнета. Их работы выставлялись во многих музеях и галереях, среди которых: Художественный музей Миншен в Шанхае, Художественная галерея Любляны, Дом искусств Цюриха, Центр современного искусства в Вильнюсе, Тегеранская биеннале и др. Группа была лауреатом Swiss Art Award и удостоена почетного упоминания жюри фестиваля Ars Electronica. Их знаменитые проекты – «Вызывает опера. Арии для всех» на Уральской индустриальной биеннале современного искусства, «Случайный покупатель», для которого они создали интернет-бота, «Посылка мистеру Ассанжу» и др.
ЭМИЛИО ВЕДОВА (1919, Венеция, Италия — 2006, там же) — главный последователь Тинторетто в XX веке; этой преемственности была посвящена выставка Джермано Челанта в Скуоле Сан-Рокко в 2013 году. После периода увлечения экспрессионизмом, в 1942 году он примкнул к движению «Corrente», которое противостояло тоталитарному искусству. В 1946 году стал одним из основателей «Нового итальянского сецессиона». В 1948 году состоялся его дебют на Венецианской биеннале. В 1960 году удостоился премии Grand Prize for Painting, в 1954 году получил премию, позволяющую провести три месяца в Бразилии, и в 1997 году – Golden Lion Award for Lifetime Achievement. Преподавал в Зальцбурге, Венеции и нескольких американских университетах.

Консультанты проекта: ВИКТОРИЯ МАРКОВА — историк искусства, заместитель директора по научной работе ГМИИ им. А.С. Пушкина, один из ведущих в мире экспертов по искусству итальянского Ренессанса; ДОН ДЖАНМАТТЕО КАПУТО — директор Департамента культурного наследия и туризма архиепархии Венеции; ДЖУЗЕППЕ БАРБЬЕРИ — историк искусства, глава факультета философии и культурного наследия в университете Ка’Фоскари; ГАБРИЭЛЛА БЕЛЛИ — историк искусства, директор Фонда городских музеев Венеции.

Партнер перформативной программы выставки — Российский институт театрального искусства — ГИТИС