Владислав Ткачук — VFX супервайзер (креативный продюсер и режиссёр визуальных эффектов) в кино, на ТВ и в интернет-рекламе. Он — один из основателей Synticate.team — студии, создающей 3d-видеоконтент для российского и международного рынков. Сегодня имя мастера по спецэффектам стало известным не только профессиональному сообществу, Владислав Ткачук выступил в качестве инициатора, одного из авторов арт-события Центра современного искусства М`АРС — интерактивной инсталляции «Hi, Human. Портал в будущее», которая выводит публику на новый уровень коммуникации с компьютерными технологиями.

Владислав, почему вы стали адептом именно цифрового искусства?
— Я в детстве страстно увлёкся компьютерной графикой, как только увидел её первые образцы. Те же «Звёздные войны: Эпизод IV» (реж. Джордж Лукас, США, 1977) десятки раз просматривал. Думаю, меня впечатлила и сейчас вдохновляет сама возможность делиться полётом воображения и своим видением с другими людьми.

Как пришла идея из компьютерного бота сделать арт-объект?
— Жизнь идею подсказала: мы ежедневно общаемся с компьютерами и гаджетами, сканируем, изучаем информацию с экранов. А ведь эти устройства тоже смотрят на людей! Они также внимают нам, отвечают на запросы, участвуют в наших переписках. Проект «Hi, Human. Портал в будущее» — исследование взгляда на индивида и человечество со стороны машины, которая потенциально может существовать автономно тысячи лет. Пришла идея посмотреть на современного человека с расстояния в два тысячелетия, как будто Hi, human стоит в лесу в 5020 году.

Уже есть отлично работающие языковые боты, и некоторые из них даже претендуют на звание ИИ (Искусственного интеллекта), например, Сири от Apple. У меня, как у визионера, всегда возникала мысли, почему у этих ИИ до сих пор нет визуального интерфейса? И такие размышления привели к сборке прототипа, имеющего внешние данные. То есть, мы с Романом Цукановым и Димой Папижем (арт-группа Synticatе) привязали нашу риалтаймовую аудиореактивную генеративную графику к Алисе от Яндекса, и показали её на выставке BYOB в декабре 2019. (BYOB — международный проект, придуманный голландским художником Рафаэлем Розендалем, представляющий серию независимых выставок и сформулированный, как «Bring Your Own Beamer» — «Принеси свой проектор» — ред.)

Искусство — это результат запуска воображения, свойственного живому существу, способному рефлексировать, испытывать эмоции. Какую роль здесь играют компьютер и графические программы?
— Компьютер аккумулирует, систематизирует и синтезирует аудиовизуальный контент на основе входящих данных и алгоритмов, созданных нами, как художниками. В инсталляции используется технология генеративной графики, что позволяет создавать и выводить контент моментально в режиме реального времени. Поэтому функция машины и программ в данном случае — свести время на создание арт-произведения до миллисекунд.

И в чём заключается ваше авторское послание зрителю?
— Главный месседж выставки: люди, переходите как можно скорее на путь экологического футуризма, где технологии гармонично сосуществуют с природой, и человек не наносит вред окружающей среде.

Один из модулей выставки «Hi, Human. Портал в будущее» основан на футуристических концепциях народного творческого конкурса #ХочуТакоеБудущее. Получается, что удалось среди потока работ выявить уникальный контент?
— Так ведь присланный контент — он весь уникальный (улыбается). Главный критерий отбора в нашем конкурсе — позитивный взгляд на будущее. Негативными проекциями жизни и так всё переполнено в массовой культуре. Мне понравилось, что в своих рассказах на заявленную тему, люди говорят не просто общие слова, а часто дают конкретные рекомендации, как действовать, чтобы через годы реализовать положительные сценарии.

И насколько большой потенциал у такого цифрового искусства?
— Он — безграничный! И всё только начинается. Мы находимся на пороге массового распространения AR-гарнитур, через пару лет они появятся в нашей жизни так же, как появились смартфоны. Художники начнут наполнять появившуюся нишу для творчества своим искусством. Картины приучили нас к восприятию искусства внутри прямоугольника рамы, и это, думаю, впоследствии повлияло на создание экранов телевизоров и других устройств в виде прямоугольника. С распространением AR-очков, мы будем созерцать контент не на прямоугольной форме снаружи, а находиться внутри него.