Мы привыкли ассоциировать часы со Швейцарией, именами Бреге, Тиссо. Иногда полезно разрушить стереотипы, чтобы узнать о мастерах, работающих с тем же невероятно сложным с точки зрения механики, по-своему завораживающим предметом в России. О магии часов, философии ремесла и современном понимании часов как таковых читателям журнала ESTET рассказал Константин Чайкин — художник в широком понимании этого слова, изобретатель часов высокого класса.

Почему вашим выбором стали именно часы?
— К изготовлению часов я пришел не сразу. Наверное, определяющую роль сыграл случай. Также подтолкнуло желание придумывать, разрабатывать и реализовывать свои идеи в совершенно разных областях: от дизайна мебели до альтернативной энергетики.
Сначала я продавал часы, и лишь некоторое время спустя захотелось сделать что-то, связанное с часами, самому. По образованию я радиотехник, с детства разбирал-собирал различные радиоприемники. Мне это помогло.
Началось все с дизайна настольных часов, затем мне захотелось сделать часы в подарок отцу. Мой первый механизм был с турбийоном — сложным устройством, придуманным Бреге более двухсот лет назад для нивелирования гравитационного воздействия Земли на точность хода. После этого опыта пришла мысль о создании собственного часового механизма.

Можно ли отнести часы к категории «вещи в себе», самоценной, не требующей расширения функциональности?
— У часов высокого класса есть магия, и для каждого она своя. Для одних часы олицетворяют внешнюю гармонию, выражают уровень достатка и степень благосостояния, являются показателем статуса. Для других это инструмент для измерения времени, но таких людей становится все меньше. А для третьих часы — источник восхищения работой мастера, который создал точный механизм. На мой взгляд, механика имеет гораздо больший ресурс для реализации творческих идей мастера. Все основные приемы и принципы часового дела давно известны, но прелесть и та самая магия присущи именно часам с механикой: существует возможность увидеть ручную работу мастера как с технической, так и с художественной точки зрения.

Сборка современных брендовых часов автоматизирована, и изготовление сложнейшей детали занимает около минуты, в то время как этот же процесс вручную требует минимум двух дней работы. Бренды спокойно повторяют друг друга — придумать что-то новое довольно сложно, а реализовать идею в рамках существующей концепции гораздо проще. Речь идет прежде всего о коммерческом подходе, и таковы современные реалии. Бренды продают бренд — это тоже философия.
Мои покупатели в основном коллекционеры, их взгляд на вещи совершенно иной. Им интересна сама философия часов, идея как таковая. Они воспринимают часы как результат творчества определенного мастера, как предмет, в который изобретатель вложил свой далеко не однодневный труд. В этом статусе часы перестают быть аксессуаром и становятся произведением искусства.

Вы видите в часах торжество мысли механика или полагаете, что этот механизм можно трансформировать, применяя новые технологии?
— Конечно, та магия часового мастерства, о которой мы сейчас говорим, относится именно к механике. Несмотря на то что современные технологии вполне можно использовать при изготовлении часов, главная роль все равно отводится мастеру. В этом и заключается ценность механических часов.

На создание (от идеи до реализации) настольных часов «Московская Пасхалия» у меня ушло 10 лет. Из них более 2 лет занял подготовительный этап — разработка, в том числе и механическая, каждой детали.

Да, раньше я мог использовать в часах кварцевый механизм. Но сегодня я не вижу электронику в качестве полноценной замены механического устройства.

Сложные модели, оснащенные тахиметрической шкалой, несколькими циферблатами, индикаторами времени суток и фаз Луны, — не напоминает ли все это дорогую игрушку?
— Сейчас вообще можно спокойно обойтись без часов, но их же носят. Сама идея такого точного и совершенного механизма имеет ценность не меньшую, чем любые украшения. Понятие «дизайн» — это разработка от и до, а не только украшение чего-то чем-то. С этой точки зрения часы остаются огромным полем для творчества, в том числе инженерного. Собственно, кому сейчас нужен турбийон? Его функции успешно выполняет электронное устройство, корректирующее отсчет времени. Но турбийон продолжают делать, пусть и на современном оборудовании, которое заметно упрощает весь процесс. Мне же интересно проявлять себя, создавая механические вещи, реализуя дизайнерские и механические новшества.

Вопрос, наверное, часто задаваемый: почему часы вещь дорогая? Ведь престижные и элитные модели по цене многократно превосходят себестоимость.
— Как правило, себестоимость часов крупных мануфактур, действительно, очень низкая. Необходимо понимать, что покупатель в основном платит за бренд, рекламу, дистрибьюторские и ритейлерские наценки. Что касается наших часов, мы вручную производим в год всего лишь около ста экземпляров, поэтому себестоимость наших часов очень высока. Отсюда мы почти не работаем с ритейлом и знаем большинство наших покупателей в лицо. Также в нашем случае особую ценность представляет сама идея часов.

Большинство людей, увидев мои часы «Джокер» (их успех впервые случился на выставке в Базеле), улыбаются, проявляют эмоции, идентифицируя антропоморфный образ. А ведь часы выглядят необычно, определить по ним время с первого раза достаточно сложно и непривычно. «Джокер» — это рафинированная идея. Другие мои часы — «Луноход» — не похожи ни на один часовой объект. Это скрытая эмоция. Понятие «дорого» довольно неопределенное.

Основная часть моих покупателей находится за рубежом. У русского человека пока нет достаточной готовности к подобным приобретениям, а те, у кого есть возможность, ориентируются на имя бренда. Повторюсь, это философия бренда и статуса. Поэтому в основном мы получаем заказы из-за рубежа, хотя, конечно, хотелось бы больше работать на отечественном рынке.

Как вы относитесь к так называемым репликам?
Давайте называть вещи своими именами: подделка есть подделка. Когда происходит подобная ситуация, как это случилось с «Джокером», мы не можем оставить это без внимания. Да, современные технологии позволяют технически воспроизводить любые детали и сложнейшие механизмы. Но ту самую магию и идею, конечно, нет. Это и есть подделка. Хотя часто ее не отличить от оригинала. На сегодняшний день подобные тенденции копирования — довольно распространенная история среди брендов. К сожалению, такова реальность современного производства и коммерческой составляющей.

Опубликовано, ESTET №22