14 апреля 2019 года в Большом зале «Зарядье» состоится показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» — с «живой» музыкой Эдмунда Майзеля, написанной к берлинской премьере этой картины.
Партитура Майзеля не сохранилась, но попытки ее реконструкции неоднократно предпринимались. В Зарядье будет представлена новая редакция, выполненная музыкантами Персимфанса. Музыка Майзеля будет исполнена оркестром с шумовыми машинами, сделанными по эскизам начала XX века, — примерно так, как она могла исполняться в кинотеатрах в 1920 годы.
Ансамбль выступит 2 раза — в полдень (12 часов) и в 7 часов вечера.
Персимфанс — известный как «первый в мире оркестр без дирижёра» — это воссозданный в 2008 году пианистом и композитором Петром Айду Первый симфонический ансамбль имени Моссовета, легендарный conductor-free оркестр ранних советских лет. Рожденный спустя пять лет после Октябрьской ревоюции 1917 года, Персимфанс руководствовался передовыми идеями равенства и братства. Оркестр играл принципиально без дирижера и вошел в историю как один из наиболее авангардных коллективов в истории.
В 1970-х немой «Броненосец» заново озвучили отрывками из симфонических произведений Шостаковича, по-новому смонтировав фильм, который стал длиннее почти в полтора раза. Причина проста — иностранное имя композитора не должно было фигурировать в самом образцовом классическом советском кино, а Шостакович к тому времени стал бесспорным классиком советского искусства. Оригинальная партитура Майзеля была потеряна, частично сохранились лишь оркестровые партии.
Австрийский композитор Эдмунд Майзель — автор единственной авторизованной режиссёром партитуры к «Потёмкину». Европейский прокат картины в 20-е годы ХХ века сопровождался именно музыкой Майзеля.
Петр Айду
Ф0то: Георгий Кардава
Показ киноленты предварит «киножурнал» из нескольких коротких фильмов братьев Люмьер (1890-е годы), которые считаются первыми в мире образцами коммерческого кино. Аккомпанировать немым картинам будет механический тапёр — оригинальная пианола 1911 года. Перфоленты для нее специально создали Петр Айду и Александр Зенин.
В полдень на Малой сцене солисты Персимфанса представят программу из классических произведений музыкального модернизма и авангарда 1920-х. Сочинения Нововенской школы сопоставлены в ней с произведениями российских авторов. Прокофьев и Берг, Рославец и Веберн — параллели между ними, изобретения, заблуждения и озарения гениев нового времени в музыке комментируют сами исполнители: Пётр Айду, Григорий Кротенко, Марина Катаржнова, Ольга Демина etc. Уважаемую публику приглашают к дискуссии.