Бразильский писатель Коэльо был страшно моден в России во второй половине 1990-х и в первой половине 2000-х. Потом ажиотаж несколько спал, но умеренная популярность осталась. Так бывает с поп-философией. Люди всю историю человеческого существования ищут смысл жизни и спасения от страха смерти. Для тех, кому не подходит религия, пишут книжки, притворяющиеся худлитом, а на самом деле они — чуть ли не катехизис «вечных вопросов» с очевидными ответами. Таков и Коэльо.

Его роман «Вероника решает умереть» (вышел в 1998 году как часть трилогии «И в день седьмой…») — пожалуй, самый мелодраматический и оттого едва ли не самый читаемый у этого автора. Еще бы: в нем и надрыв бессмысленности существования, и попытка свести счеты с жизнью, и скорбный дом с его специфическими обитателями, и любовь, и даже экзотические для бразильца славяне (действие книги Коэльо зачем-то перенес в Любляну). При этом в основе книги лежит личный опыт принудительного пребывания в лечебнице для душевнобольных, который Коэльо пережил в молодости. Роман уже дважды экранизировался: в Японии его поставил в 2005-м режиссер Кей Хория, в Голливуде в 2009-м — Эмили Янг, с Сарой Мишель Геллар в главной роли.

Мелодраматичность «Вероники» и антураж романа привлекли внимание режиссера Юрия Грымова, который увидел в истории «философской любви в психушке» большой потенциал — не только мелодраматический, но и клипово-карнавальный. И, сократив название до «Вероника решает…», режиссер поставил спектакль в своем узнаваемом стиле: с громкой музыкой, шумовыми и световыми эффектами (за последние Грымов традиционно отвечает сам), броскими костюмами и декорациями и несколько абсурдистскими трактовками коэльовских героев. Например, сотрудники скорбного дома одеты как древнеегипетские боги (отличная работа художницы по костюмам Ирэны Белоусовой) во главе с верховным божеством Ра (Дмитрий Бозин), а ведут себя соответственно статусу по штатному расписанию, что не может не создавать комического эффекта.

«Для меня — это самый жизнеутверждающий мировой бестселлер Коэльо. В разные периоды жизни мы по-разному ощущаем этот мир и свое место в нем, испытываем конфликты, — комментирует постановку сам Юрий Грымов. — Но мы должны верить в свою жизненную силу. Только Любовь и люди, которые нас окружают, помогут нам справиться с любыми трудностями. Нужно научиться ценить жизнь и верить в себя».
Роман Коэльо по преимуществу состоит из диалогов или внутренних монологов героини, поэтому автору пьесы Марине Сулчани почти ничего не пришлось додумывать. Фразы бразильца вроде «люди никогда не говорят друг другу того, что думают, чтобы казаться сильными» или «каждый сам знает глубину своих страданий, — тех страданий, когда в конце концов теряется сам смысл жизни» отлично ложатся в любой мелодраматический сценарий. Но Сулчани удалось выделить из романа главное — так, чтобы действие развивалось динамично, а зрителей не отпускали интерес и волнение за судьбы главных героев — Вероники (Анастасия Сычева) и Эдуарда (Лев Смирнов).

Ближайшее представление спектакля «Вероника решает…» в Московском драматическом театре «Модерн» — 4 апреля 2024 года.
Фото: Полина Королева.