«Календарь модных событий» — проект молодой, но уже активно набирающий известность и авторитет в российской fashion-индустрии. Создан он был в начале 2018 года и сразу же зарекомендовал себя как актуальный для многих игроков российского fashion-рынка. Интересен он, безусловно, всем, кто интересуется модой и стремится быть в гуще происходящих в индустрии событий.
Задача календаря, который расположился в Instagram на аккаунте @efremov_roman_kmc и на сайте www.fashion-calendar.events, — сделать доступными на одном ресурсе сведения о выставках и неделях моды, показах дизайнеров, отраслевых совещаниях и деловых конференциях, модных завтраках, лекциях и учебных курсах. И при этом, что особенно важно для нашей большой страны, не только в столичных городах, но и в России в целом.
Редакция журнала ESTET встретилась с автором и генеральным директором проекта «Календарь модных событий», президентом Ассоциации недель моды Романом Ефремовым.

Как вы пришли к необходимости создания такого календаря?
Я заметил, что проходят отдельные события, посвященные моде, но нет единого информационного источника, который представлял бы полную и достоверную картину мероприятий, позволял бы планировать, составлять график посещений, сравнивать или хотя бы сообщал о них заранее в виде анонсов. Я стал разбираться, изучил вопрос и понял очевидную проблему: нигде нет никакой сводной информации о модных событиях, нет единого и удобного календаря. Мы выяснили, общаясь с Минпромторгом, Торгово-промышленной палатой и другими профильными государственными организациями, что такой сводной информации нет ни у кого. Имеются в виду как крупные мероприятия (например, недели моды), так и отдельные показы, семинары, лекции, мастер-классы, обучающие программы, спецпроекты. Я решил, что надо кардинально исправлять положение вещей и создать ресурс, который стал бы настоящим рупором и навигатором российских модных событий. Причем наш ресурс призван не только освещать модные события, происходящие в Москве и Санкт-Петербурге, но и показывать реальную картину модной жизни по всем регионам России.
Календарь публикует только анонсы?
У нас есть различные информационные рубрики. Например, «Угадай дизайнера» — это обычно конкурс: нужно угадать, look какого дизайнера мы видим на фото. Иногда читатели быстро угадывают, иногда не узнают работы даже известных мастеров. Есть рубрика «Модный разговор» — это беседы с дизайнерами о том, что такое для них мода.
Какие цели вы преследуете?
Мне кажется, это очень хорошая площадка для общения как профессионалов отрасли, так и всех, кто интересуется данной сферой, для модников и модниц. Мы даем исчерпывающую информацию: где проходит мероприятие, когда, кто организаторы. И сразу можно перейти на страницу этого события.
Наш информационный и по сути интеграционный ресурс вполне может претендовать на хэштег #знаемомодевсе. Это и гид, и эксперт, и навигатор модных событий. Проект был запущен в начале 2018 года, и он стал стремительно набирать популярность. Мы увидели, что это реально нужно многим игрокам рынка и интересующимся модой. Одна из наших целей — закончить год с цифрой 200 тыс. подписчиков, и я уверен, что она будет достигнута.
Как вы устанавливаете контакт с различными модными сообществами из других городов?
Мы сейчас знакомимся, находим кураторов модных событий в различных регионах, и образуется целая сеть. Это люди, которые активно посещают модные события, организуют их, являются лидерами мнений в своей среде, хотят развивать моду в своем регионе. Среди них есть представители средств массовой информации, модные блогеры, дизайнеры. Москва для нас, конечно же, самое ответственное место, поэтому здесь формирование пула кураторов мы оставили как завершающую часть проекта. К тому же события в столице в принципе освещаются лучше. А сотрудничество с регионами дает нашему ресурсу абсолютно свежий и эксклюзивный информационный поток. Спектр обзора мероприятий у нас максимальный: это модные, деловые, учебные события, совещания по развитию отрасли, которые проводятся на правительственном уровне, и т.д.
Ваша деятельность имеет продолжение вне интернет-среды?
У всех организаторов модных событий есть собственные наработки, исходя из личного опыта, пристрастий, взглядов, вкусов, творческих подходов к делу.
В рамках Московской недели моды мы планируем провести обучающий семинар для кураторов. Поскольку мы аккумулируем знания о том, кто ведет fashion-курсы, кто в каком регионе читает лекции, кто является организатором fashion-выставок и ярмарок, в «Календаре модных событий» появляется информация обо всех игроках индустрии, о технологиях проведения модных мероприятий, на которых мы присутствуем. Мы сами пишем репортажи, обсуждаем технологические инновации, новые подходы к продвижению марок и событий и многие другие вопросы. Таким образом, появляется в целом информация о том, что такое модное событие, какие типы fashion-мероприятий в стране существуют, кто их проводит и т.д. По сути, мы выходим на своего рода учебный курс для организаторов модных событий для того, чтобы они совершенствовались в своей работе, и общими усилиями развиваем российскую индустрию моды.

Чем этот ресурс может быть полезен для дизайнеров?
Это очень важный вопрос, который заключается в горизонте планирования. Если человек хочет понять, что делать на следующей неделе, это одна история. Для дизайнера, на мой взгляд, важно планирование как минимум на год. Мы видим роль этого ресурса в глобальном упорядочивании информации, связанной с миром моды, и формировании общего годового календарного плана всей индустрии.
Например, я сейчас анализирую следующий календарный месяц и вижу, что ряд запланированных региональных недель моды приходится на одни и те же даты. При этом организаторы хотят, чтобы как можно больше дизайнеров в них участвовало, как можно больше гостей и журналистов федеральных и местных СМИ их посетило. А ведь это нереально в принципе, когда крупные мероприятия проходят в одно и то же время в разных городах и регионах страны.
Многие организаторы специально ставят так даты?
Отдельные — да. Но так бывает не всегда. Зачастую играет роль элементарная неосведомленность. Организаторы региональных недель моды заинтересованы и ждут, чтобы к ним приехали какие-то известные дизайнеры, например, из Москвы. А те просто физически не могут приехать, потому что в эти даты, скажем, у них уже назначены показы на других региональных неделях моды.
Расскажите, пожалуйста, о вашей команде. Кто ваши соратники, сподвижники?
В команде работают несколько человек. Они мониторят в первую очередь информационное поле, контактируют с отдельными кураторами событий на местах, создают совместные мероприятия. Важный момент — точность информации. Часто бывает так, что организаторы событие переносят, а у себя на ресурсах сообщить об изменениях забывают. Мы связываемся, уточняем. Или другая ситуация: мы знаем, что будет событие, — оно, скажем, периодическое, — а в группах, социальных сетях о нем не написано ничего. В этом случае мы также звоним организатору напрямую, спрашиваем: «Событие будет?» После того как сведения собраны, начинает свою работу дизайнер портала, который информацию оформляет и публикует на нашем ресурсе. Наша деятельность включает в себя и работу переводчиков. Сегодня мы переводим сайт на два языка — английский и китайский. В перспективе он будет переводиться на шесть языков. До конца года все это должно начать функционировать. И конечно, ключевой частью нашей команды являются кураторы модных событий в регионах, любящие свою профессию, живущие модой, профессиональные и деятельные.
Также в этом году мы планируем запустить мобильное приложение для смартфонов, где будет намного больше возможностей и опций. Это приложение даст возможность выкладывать отчеты, составлять многочисленные рейтинги модных событий, обмениваться впечатлениями.
Проект посвящен исключительно российским дизайнерам?
Да, мы не пишем о западной моде. Наша задача в том, чтобы дизайнеры получали больше информации о происходящем здесь, у нас.
Как вы вообще оцениваете нынешнее состояние российской моды? Какие у нее, на ваш взгляд, перспективы?
Недавно я присутствовал в Торгово-промышленной палате Российской Федерации на конференции, посвященной развитию легкой промышленности в стране. Были представители госструктур, общественных организаций. Настроение у всех, если судить по прошедшей там дискуссии, прямо-таки депрессивное и тяжелое. Индустрия моды должна развиваться — это очевидно всем. Нюанс в том, что в России мы действуем в основном по китайскому принципу: пусть растет каждый цветок так, как ему вздумается. Но все эти цветы разные, каждый считает себя уникальной творческой личностью и что только он имеет право на существование. А ведь вопрос еще и в технологиях. Эти приземленные вопросы никто не отменял, их надо знать, этими знаниями надо владеть.
Есть разные точки зрения. Кто-то считает, что мода может жить сама по себе, в отрыве от экономики, что нужно воспитать десять тысяч гениальных дизайнеров, и они поднимут индустрию. Другие, как и я, придерживаются мнения, что для развития индустрии в первую очередь необходима индустриальная база. Если мы посмотрим на передовые в смысле моды страны, например Италию, то у них есть своя индустриальная база: производство тканей, оборудование. В России сейчас по сравнению с СССР производство тканей меньше, прямо скажем, на порядок. В основном это хлопчатобумажные ткани (так у нас в стране сложилось), а все, что нужно дизайнеру, — ткани, аксессуары — закупается за рубежом. Можете представить, в каких условиях работают наши дизайнеры. Они вынуждены закупать материалы большим оптом (а им это невыгодно) либо покупать у посредников, в итоге все равно переплачивая. Уже изначально отечественные дизайнеры находятся в неконкурентных условиях по сравнению с иностранными. Так и получается: пуговицу надо купить в Китае, парчу — в Турции, атлас — в Италии, а за чем-то самому ехать во Францию, иначе вообще не привезешь. Все это, конечно, серьезный барьер для развития российской индустрии моды. Таким образом, развитие моды, на наш взгляд, напрямую связано с развитием промышленности.
Не секрет, что больше 80% одежды в стране импортного производства. Это положение можно изменить. Однако в силу этого и перспективы у отечественных дизайнеров колоссальные. Нам бы свой рынок освоить! Когда наши дизайнеры мечтают что-то продавать непременно в Европе, никто, конечно, не мешает это делать, но почему при этом не смотреть на то, что вокруг? Мне кажется, надо учиться продавать прежде всего на внутреннем рынке. Если ты не можешь россиянину продать платье своего производства и поехал покорять Лондон, может, у тебя и получится, но я не понимаю, зачем эту ступеньку перепрыгивать. Это работа с тем же клиентом. Научись работать с людьми! Научишься зарабатывать тут — будешь зарабатывать и там.
Что еще мешает нашим модельерам достойно развиваться, быть успешными? Ведь многие, создавая действительно новаторские, интересные коллекции, в финансовом положении находятся в довольно плачевном состоянии.
Одна из бед наших дизайнеров в том, что они не воспринимают свое детище как бизнес, не мыслят категориями бизнеса, а просто творят как свободные художники. Это препятствует их развитию по ряду параметров. Дизайнер в России — это прежде всего художник. В этом не было бы ничего плохого, если бы мы с вами жили в Советском Союзе, при социализме. А так как мы живем в совсем другое время, где никто никому просто так дотации не дает и кормить себя приходится самому, все это накладывает отпечаток. Дизайнеры ищут спонсоров, которые, по их мнению, должны просто дать денег. Но при этом сами дизайнеры не привыкли мыслить комплексно: о рынке сбыта своих коллекций, развитии бренда, экономике бизнеса.
Часто бывает так: дизайнер произвел коллекцию как произведение искусства, показал ее на неделе моды — и все. Он живет уже следующим проектом. А то, что это произведение лежит на складе и никем не покупается, его будто бы и не волнует. Однако это неправильно: коллекции должны продаваться. И мода прежде всего бизнес. Никто тебе не мешает творить. Но если ты руководишь модным брендом, маркой, если за тобой стоят люди, которые работают на тебя (швеи, продавцы, администраторы), ты должен чувствовать ответственность. Не говоря уж о том, что успешность дизайнерской марки — целенаправленная работа, вовлеченность в жизнь отрасли.
Надеемся, что наш проект будет этому способствовать и станет полезным для всех игроков рынка, в том числе поможет и самим дизайнерам успешно находить своего покупателя, развиваться и процветать.

Фото: Дмитрий Бабушкин