О грузинском художнике-наивисте Нико Пиросмани знают все, кто интересовался предысторией хита 1980-х «Миллион алых роз». Легенда о бедном художнике, который продал все, что имел, чтобы прислать «целое море цветов» заезжей актрисе — одна из множества легенд, ходивших вокруг самоучки из Тифлиса, зарабатывавшего себе на скудное пропитание рисованием вывесок.
Личность Пиросмани представляется яркой и причудливой, как и живописный мир, порожденный его фантазией. В советское время грузинский наивист вызывал большой интерес — так появилась пьеса Вадима Коростылева (известного, в частности, сценарием к фильму «Айболит-66») о последних днях жизни непризнанного художника, умершего в нищете. В конце 2023 года эту пьесу поставил в театре «МОСТ» режиссер Георгий Долмазян.
Режиссер превратил сентиментальный рассказ о предсмертных видениях живописца в яркое фантасмагорическое действо, которое чем-то напоминает уличные представления комедии дель арте. Сходства прибавляет яркий примитивный грим персонажей, словно сошедших с хрестоматийных полотен Нико Пиросмани. Тут и три князя, и актриса в коротком платье из пышного тюля, и рыбак в красной рубахе и широкополой шляпе, и, конечно, пышнотелая девушка с красным воздушным шариком. Но самое примечательное — в этом «уличном театре» нет стационарных декораций. Их заменяют белые экраны, на которые проецируются изображения, созданные не человеком, а искусственным интеллектом (ИИ) — нейросетью Яндекса «Шедеврум».
«Шедеврум» по-своему интерпретирует заданные создателями спектакля референсы на тему картин Пиросмани. Таким образом зрителю предлагается «тройной эффект» от его живописи: собственно работы грузинского наивиста, знакомые по выставкам и художественным альбомам, «ожившие» персонажи этих полотен, воплощенные актерами на сцене и, наконец, образный ряд, порожденный «фантазией» искусственного интеллекта.
Сами создатели называют получившееся зрелище «сценическим фэнтези». Можно назвать это сочетание традиционных и инновационных театральных приемов как-то еще. Но в любом случае хочется отметить убедительную игру исполнителей главных ролей Всеволода Гусейнова (Нико Пиросмани в последний день жизни) и Александра Хошабаева (Автор). Ну и, конечно, особого упоминания заслуживает жизнеутверждающая музыка Александра Климашевского, которая идеально дополняет пеструю фантасмагорию «Праздника одиночества».