ВООБРАЖАЕМЫЙ БУЛГАКОВ
Попытки поставить на сцене или экранизировать самое, пожалуй, популярное произведение Михаила Булгакова — философско-мистическую сатиру «Мастер и Маргарита» — предпринимались еще в конце 1970-х — Любимовым в театре на Таганке. Потом было много разного, включая утомленного собственной мудростью пожилого Воланда в облике Олега Басилашвили. Но вот и новая попытка, яркая и высокобюджетная, от режиссера Михаила Локшина и сценариста Романа Кантора.
Этот тандем пару лет назад выпустил рождественский блокбастер «Серебряные коньки», в котором ярче всего запомнилось богатство костюмов и реквизита и масштаб вдохновенной компьютерной «дорисовки» Санкт-Петербурга. На этот раз у Локшина и Кантора дорисована Москва, причем в двух вариантах. Одна — относительно реалистичная столица 1930-х, другая — плод лихорадочной фантазии главного героя, застроенная гигантскими зиккуратами, стилобатами, колоннадами и увенчанная монструозным Дворцом Советов с Лениным на макушке.
Кстати, главных героев в фильме тоже два, хоть и в одном лице — их играет Евгений Цыганов. Одна его ипостась — альтер-эго автора, амбициозный писатель и драматург (явно с неплохим дореволюционным образованием), другая — полубезумный сочинитель, пребывающий в горячечном бреду любовной страсти и творческой эйфории, собственно Мастер. В первом персонаже всякий, читавший так и не дописанный Булгаковым «Театральный роман», узнает его главного героя Максудова. Но, следуя букве «Мастера и Маргариты», в новом фильме главного героя оставляют безымянным в обеих его ипостасях.
Дьявол в фильме тоже как бы раздваивается, но на то он и дьявол — он может принимать любые обличья хоть постепенно, хоть одновременно. Поскольку кинопроект Локшина и Кантора действительно высокобюджетный и масштабный, его сделали международным — дьявола сыграл и даже сам старательно озвучил с неподражаемым акцентом звезда «Бесславных ублюдков» немец Аугуст Диль. Он одновременно и Воланд-сатана, и Воланд-немецкий профессор (в одной из рецензий его уже сравнили с Вальтером Беньямином, который чуть ранее описываемого времени, в конце 1920-х, провел пару месяцев, созерцая и оценивая советскую Москву).
В противовес фирменной мимике Цыганова, которому удается передавать самые разные эмоции, практически не меняясь в лице, мимика Диля — едва ли не главное, ради чего стоит смотреть эту версию «Мастера и Маргариты». Диль действительно очень хорош, и сатанинские одежды, которые подобрали для него художницы по костюмам Галина Солодовникова и Ульяна Полянская, ему очень идут — включая офицерские сапоги, но не хромовые, а из крокодиловой кожи.
В картине снялись еще два иностранца — брутальный датчанин Клас Банг, в 2017-м удостоенный премии Европейской киноакадемии за роль в «Квадрате», и британский израильтянин Аарон Водовоз («King’s Man: Начало»), которого пригласили на роль Иешуа. Но поскольку библейская линия в фильме сокращена до минимума, эти роли можно считать практически эпизодами.
Что же касается Юлии Снигирь в роли Маргариты, то она играет столичную респектабельную даму, прекрасно устроенную, хорошо одетую, в модных шляпках и с великолепной фигурой (это особенно заметно, как легко догадаться, в сценах бала Сатаны — они, благодаря компьютерной графике, вообще вышли довольно впечатляющими). Но эту Маргариту куда легче представить в Москве современной, а не в булгаковской и даже не в той Москве в стиле ретро-футуризма, которую придумали Локшин и Кантор, а реализовал на экране художник-постановщик Денис Лищенко.
Лучше всего, пожалуй, удались создателям фильма второстепенные персонажи — и даже не эксцентрическая свита Воланда, которая как-то отодвинута в тень, а все эти карикатурные сатирические совслужащие и совписы очень средней руки. Хороши все, но просто невероятен Степа Лиходеев — совершенно неузнаваемый в облике оплывшего чревоугодника Марат Башаров. Пьяного сыграть могут многие, но так мучительно живо изобразить сюжетообразующее похмелье Степы, как это удалось Башарову, вряд ли способен кто-нибудь еще из всей многочисленной и разновозрастной когорты российских артистов.
Стоит отметить и звезду «Аритмии» Александра Яценко, который в своей фирменной «извиняющейся» манере воплотил на экране мерзкого Алоизия Могарыча, и Алексея Гуськова, идеально вжившегося в образ «бывшего» барона Майгеля в костюме с иголочки. Жаль только, что сатирическая булгаковская линия в новом фильме максимально урезана.