12 сентября открылась 5-я Уральская индустриальная биеннале и продлится до 1 декабря 2019. Главной темой этого года станет «Бессмертие». Куратор основного проекта Шаоюй Вэн (музей Гуггенхайма, Нью-Йорк) предложила изучить тему через взаимоотношение человека и технологий и отношение к смерти в разных культурах и дала название главной выставке: «Преодолеть границы бессмертия: к множествам будущего».
Вэн приглашает задуматься над следующими вопросами: «Что поставлено на карту в будущем, в котором привычным делом станет гибрид человек-машина, искусственный интеллект, совершенный эмоциональный контроль, трансплантация памяти, умный город и космическая иммиграция? Но что происходит, когда в прошлом остались незавершенные дела? Как мы можем отказаться от линейного пути, привязанного к образу технического прогресса?»
Cristina Lucas. Clockwise, 2016
В Основном проекте 5-й Уральской индустриальной биеннале приняли участие 76 художников и художественных коллективов из 25 стран мира. Более 20 новых художественных работ будет специально создано для 5-й Уральской биеннале. Авторами архитектурной концепции основного проекта — выступило бюро Агнии Стерлиговой «Planet 9». Шаоюй Вэн проделала большую исследовательскую работу для знакомства с местной арт-сценой, и впервые около трети участников Основного проекта будут из России.
Проекты биеннале развернулись сразу на двух площадках. Одной из площадок Основного проекта стал Уральский оптико-механический завод. Он входит в состав Холдинга «Швабе» Государственной корпорации «Ростех» и является одним из крупнейших предприятий оптической отрасли России. Действующий завод переживает этап модернизации, в связи с чем часть площадей свободна и может принять выставочный проект и огромное количество зрителей. «Ростех» выступил стратегическим партнером биеннале, предоставив возможность проведения художественного проекта на действующем закрытом предприятии. На 4-м этаже корпуса оптического производства — основная выставка, 2-й этаж отдан для презентации проектов программы арт-резиденций. Также здесь можно увидеть 3 специальных проекта, исследовательский проект об истории завода и погрузиться в изучение архива Уральской биеннале. Параллельно на других этажах корпуса продолжается обычная работа завода, поэтому для прохода на экспозицию организован отдельный вход.
Второй главной площадкой биеннале стал кинотеатр «Колизей» — который на дни работы биеннале превратился в павильон бессмертия искусства. Это старейший кинотеатр Екатеринбурга, размещенный на пересечении оживленных магистральных улиц, был построен в 1845 году. На время биеннале пространство кинозала и холл превратились в открытые классы — подобно европейским общественным центрам. На первом этаже проходят события публичной программы, на втором — разместился Основной проект.
Egor Kraft. Content Aware Studies, 2018–2019
Симпозиум — главное событие публичной программы — с 12 по 15 сентября. Он посвящен теме «Бессмертие» и покажет интеллектуальный контекст, в котором существуют художественные работы 5-й Уральской биеннале.
Открыла Симпозиум пленарная сессия «Человек не умеет быть смертным», в которой приняли участие: физик Константин Новоселов, лауреат Нобелевской премии по физике за «новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена» (2010); художник Тимур Сыцинь, чьи проекты проблематизируют технологические светские образы западного общества; Илья Ценципер, основатель журнала «Афиша», визионер и предприниматель, внимательно работающий с новыми цифровыми продуктами и интересующийся цифровым бессмертием, а также Светлана Боринская, заведующая лабораторией анализа генома Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН и известный популяризатор генетики. Модератором выступила журналист, телеведущая и продюсер Софико Шеварднадзе.