Даты выставки: 27 сентября 2021 — 16 января 2022
Кураторская группа: Данила Булатов, Эльзи Ланер (Вена)
27 сентября в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка «Ксения Хауснер. Правдивая ложь». Всего на выставке представлено 30 живописных произведений Ксении Хауснер, а также ряд фотографий, которые были созданы художницей в ходе подготовки к написанию картин.
Ксения Хауснер родилась в 1951 году в артистической семье, изучала сценографию в Вене и Лондоне, с 1977 года создавала декорации для пьес и опер, сотрудничая с самыми престижными театральными институциями мира — от Королевского театра Ковент-Гарден до Зальцбургского фестиваля.
В 1992 году художница решила посвятить себя исключительно живописи — это было продиктовано ее желанием получить больше свободы, стать «режиссером собственных живописных пьес». Театральное и вообще повествовательное начало в творчестве Хауснер позволяет говорить о ней, как о наследнице многовековой традиции западноевропейской живописи. Вместе с тем ее искусство обращено к сегодняшнему дню: мы видим перед собой современные типажи и считываем актуальную общественно значимую повестку. Ее драматичные, красочные и эмоционально заряженные работы не оставляют равнодушными и наглядно демонстрируют, что возможности фигуративной живописи сегодня еще далеко не исчерпаны.
В произведениях Ксении Хауснер все подчинено интенсификации зрительского опыта — цели не одного поколения живописцев XX века: можно отметить насыщенность ее цветовой палитры, работу широким мазком и интерес к декоративным решениям и орнаментальным мотивам. Решению этой же задачи служит и крупный формат, который предпочитает использовать Хауснер: фигуры на ее картинах монументальны и преисполнены силы — в этом отношении художница наследует традиции создания масштабных алтарных композиций, исторических полотен и парадных портретов.
Одна из ключевых тем, к которым обращается в своем творчестве Ксения Хауснер — роль женщины в жизни и в искусстве. Действие ее картин происходит в некой альтернативной реальности, где доминируют женщины: именно они становятся главными действующими лицами в постановках художницы. Мужские персонажи если и возникают в ее картинах, то никогда не демонстрируют силу, являясь органичной частью ее «женского мира».
Ксения Хауснер, Изгнанники III, 2017
«Моя вселенная — женская. Женщины — ключевой элемент в моем творчестве, в моих произведениях они выступают как представители всех гендеров. Я работаю над общечеловеческими темами с женским актерским составом», — Ксения Хауснер.
Каждая картина Хауснер призвана порождать новые и новые смыслы в столкновении с индивидуальным опытом смотрения. Расширению ассоциативного ряда зрителя служит, в частности, использование художницей для наименования работ названий популярных (хотя не обязательно) фильмов и книг, что может предоставить знающему человеку дополнительную пищу для ума. Однако не стоит искать прямой связи между сюжетом или персонажами этих произведений и происходящим в работах художницы: при выборе названий она руководствуется методом свободных ассоциаций и призывает видеть в них прежде всего поэтические метафоры. Хауснер также нередко прибегает к цитированию как конкретных произведений других художников, так и в целом той или иной живописной манеры. В любом случае считывание конкретной отсылки вовсе не приводит зрителя к мгновенной разгадке, а лишь помогает нащупать один из множества возможных векторов интерпретации.
«Я не даю инструкций по применению или указаний, как это нужно прочесть. Напротив. Однозначные интерпретации скучны. Жизнь — всегда знак вопроса. Искусство должно быть загадочным, бескомпромиссным и иррациональным», — Ксения Хауснер.
Стремление нащупать связь со зрителем, быть открытым ему — важнейший аспект творчества Ксении Хауснер. При этом амбивалентность большинства сцен, которые выстраивает художница, заставляет смотрящего активно реагировать на увиденное, сопоставлять его с собственным жизненным опытом, страхами и желаниями.
Живопись Хауснер оказывает глубокое воздействие не только на визуальном, но и на эмоциональном уровне: зритель оказывается захвачен драматургией интенсивного и одновременно очень интимного, глубокого контакта между человеческими существами. Особым даром художницы можно назвать способность к передаче тонко оркестрованной эмоции, которой окрашены взаимоотношения героев ее полотен. Душевная близость, привязанность, любовь и забота — вот что в первую очередь волнует Ксению Хауснер, и это определяет пронзительную актуальность ее творчества в сегодняшнем мире, где не утихает пандемия, продолжаются глобальные и локальные конфликты, возникают новые и новые потоки беженцев.