20 ноября 2021 года на базе киностудии «Амедиа» состоялся закрытый показ короткометражного фестивального фильма «Американка» режиссёра Оксаны Нечаевой. Главные роли в фильме исполнили Игорь Лифанов и Сергей Балашов, оператором-постановщиком выступил Александр Волковский. В рамках мероприятия так же были представлены две короткометражные картины: «Сука» (режиссёры Людмила Пронина и Олег Сироткин) и «Дочь» (режиссёр Оксана Нечаева).
Каждая лента освещает острую социальную тему: наркотическая и алкогольная зависимость, детское психологическое насилие, азартные игры. Фильмы призывают зрителя задуматься о хрупкости человеческих взаимоотношений и об истинных жизненных ценностях и приоритетах.
На чью жизнь ты поставишь в следующий раз? — фраза, от которой бегут мурашки по коже, когда профессиональный бильярдист, «катала» в блестящем исполнении Игоря Лифанова, вплотную наклоняется над другим главным героем Кириллом и забирает у него все…
Короткометражное кино, зачастую предназначенное не для широкого проката, предлагает режиссёру больше свободы и возможностей для смелых решений. Именно так получилось с «Американкой» (разновидность игры в русский бильярд, прим. авт). Режиссер Оксана Нечаева поставила перед собой нелегкую задачу: показать отрывок из жизни не просто профессиональных бильярдистов, а настоящих «катал» — людей, которые с помощью жульничества и обмана получают доход от игорного бизнеса, включая бильярд.
Прочитав сценарий, написанный Ильёй Верясовым, режиссёр призналась: «Сначала мне показалось, что это сложная тема, разговор двух мужчин, и я, наверное, не смогу адаптировать сценарий. Но так как один из моих педагогов был Дмитрий Астрахан, он сказал, — если ты читаешь сценарий и понимаешь, что он — не твой, ты как режиссер должна сделать его своим. Я его осмысливала. Я общалась с мужчинами, с мужчинами, которые зарабатывают на деньги игрой в бильярд. И, слушая эти разговоры, задавая им вопросы, потихоньку возникло понимание сюжета и нарисовалось понимание картины».
Один из главных героев картины — молодой человек Кирилл (Сергей Балашов), всем сердцем любящий свою жену. Фильм открывается счастливой сценой влюбленных. По сюжету девушка находится в роддоме в ожидании дорогостоящей операции. Под угрозой ее жизнь и жизнь нерожденного ребёнка. Кирилл обещает достать деньги к утру. Молодой человек приезжает в излюбленный бар-бильярдную и обнаруживает единственного игрока (Игорь Лифанов). С кем сыграть? Выбор очевиден. Кирилл предлагает незнакомцу партию в бильярд — кто проиграл, оплачивает стол. За игрой новый знакомый, инвалид, в прошлом военный Александр рассказывает, что несколько лет назад потерял семью: жену и сына, однако умалчивает о причинах трагедии. В ходе игры «аппетиты» растут, и мужчины увеличивают ставку. Александр терпит поражение за поражением. И вдруг он в шутку предлагает сыграть «по-серьёзному», поставить на кон 50 000 рублей. Кирилл, страстно желающий легко «заработать», с энтузиазмом соглашается и на правах более сильного игрока позволяет Александру совершить начальный удар. Вспыхивает опасная и захватывающая битва за лёгкие деньги. И у каждого игрока своя цель — у Кирилла достать недостающие деньги на лечение жены. В чём цель Александра — неискушенному зрителю вначале неясно.
Интригу в пространстве действия создают художественные приемы и образы. Крупные планы катящихся бильярдных шаров придают ощущение континуума, напряжение и динамику разговору двух мужчин. Дрожащая камера отражает шаткость душевного состояния героя. Действие происходит вечером и глубокие, темные и синие оттенки — цветовое решение фильма — добавляют картине мистицизма. Игорь Лифанов, великолепно исполнивший Александра, мастерски придает ему черты романтического героя: таинственность и выразительность персонажа достигается за счёт задумки актёра. Чтобы придать яркости образу, Лифанов наделяет бильярдиста физическим недостатком — хромотой; в фильме он передвигается с палочкой. У Александра — своя манера речи, он осторожно взвешивает каждое слово и просчитывает каждое движение. Зритель не сразу понимает, что герой Лифанова — профессиональный катала; в картине он кажется немного замкнутым и отчуждённым. И только проиграв неподъемную сумму в «Американке» Кирилл осознает, что проиграл жизнь — жену и будущего ребёнка.
Еще один сценарный ход — Александр забирает у проигравшего все, в том числе и машину, что, по словам режиссера, придает реальности и трагичности сюжету. Кирилл не сможет «выкрутиться», заложив авто. «Это не морализаторская история, это история из жизни, над которой стоит задуматься. Если ты рассчитываешь закрыть какие-то серьезные проблемы и финансовые вопросы с помощью азартной игры, она может тебя подвести. Главная фраза фильма «На чью жизнь ты поставишь в следующий раз?» родилась у нас в группе. Изначально в сценарии ее не было», — комментирует Оксана Нечаева.
Подготовка к фильму заняла около двух месяцев, съёмки длились три смены. Идея сюжета родилась у сценариста Ильи Верясова не случайно. «Ситуация с девушкой и больницей — это художественной вымысел, а подтасовка, коньяк — из жизни. Я наблюдал, когда человек играл в бильярд , мешал чай с коньяком — и терял концентрацию».
Александр знает правила азартных игр на зубок. Ведь именно некогда проигранная партия стоила жизни его любимым. Хладнокровный катала узнаёт в Кирилле себя. Как и этот азартный молодой парень, когда-то он проиграл крупную сумму, и не смог ее отдать. Но правила — есть правила и мир азартных игр беспощаден.
«Произошедшее заставит этого человека думать иначе и поступать иначе», — прокомментировал Игорь Лифанов.
По словам режиссёра, колоссальное влияние на ее работу оказали Дмитрий Астрахан и Сергей Мокрицкий. «Яркое отличие Дмитрия Астрахана как педагога — это большое внимание к работе режиссера с актером, подготовка его внутреннего состояния. Мы с ним созванивались, разбирали этот сценарий, искали что-то, чтобы вытянуть окрас. Это были какие-то особенности характера в ролях главных героев. А Сергей Мокрицкий однажды сказал: я вас могу научить снимать “покрытие” — то есть сочетание планов для кино. Чередуя эти кадры, вы снимите что угодно. Но я хотел бы вас научить снимать интересное кино. Это длинные планы, проходки, умение находить изюминки необычные, вкусные и интересные».