«Давным-давно, когда еще солнце не светило так ярко, когда тьма поглощала большее, не было на земле прекрасных душ, которые светились изнутри. Было тихо, и единственный звук доносился из глубоких пещер, что были вырыты на севере. То билась о хладные поверхности священная вода, ибо она есть начало жизни. Не знала тогда планета ни дня, ни ночи, только отблески ярчайшей звезды иногда проскальзывали через туманную пыль, заполняя светом покрытые льдом земли. Именно тогда родился первый из живущих на земле — главный сын Солнца.
Золотистыми реками озарялась на его твердой коже история древних лет, что не помнят многие, кто слышал легенду. Свет, исходящий изнутри, сиял так ярко, что заполнял целые континенты, давая жизнь первым флоральным существам. А мудрость, которую он вобрал, была глубже самого глубокого океана. Любил он воды пещер, сладкий вкус которых был ему по душе и холод которых остужал его горячую кожу. Большую часть он парил над землей, но только пещеры были ему родными.
Многие мудрецы говорят, что почил он в этих пещерах, в самых далеких и недоступных глубинах, где вечно томится тишина. Однако жива еще его душа, чей свет можно увидеть в один день в году, когда уходит Солнце во тьму мироздания. Тогда свет изнутри планеты выливается на просторы — и свет этот другой».
Так описывает свою идею художник Цецен Эрдниев (Джоко Корша), который в недавнем времени был моим студентом в Российском государственном университете им. А.Н. Косыгина. Он пришел ко мне учиться на 3-м курсе, и сразу стало понятно, что это «другой» студент, имеющий свой собственный и неповторимый взгляд на искусство. Его идеи без навязанных стереотипов, а созданные им украшения свежие и чистые, будто с другой планеты или даже Вселенной.
Андрей Михайлов
Я решила познакомить его с Андреем Михайловым — мастером-ювелиром высочайшего уровня, который первым в России обратил внимание на титан и начал работать с ним. Андрей не просто выпиливал на плоскости узоры, а создавал их в трехмерном пространстве, используя разные виды закрепок, в том числе и «микропаве». Михайлов — призер конкурса Гохрана России в номинации «Украшения из нетрадиционных материалов».
Цецен и Андрей нашли общий язык. Андрей увидел в эскизах Цецена новое и необычное и довел их до совершенства готовой ювелирной вещи. Они начали работать «в четыре руки». Результатом совместного творчества стала брошь «Капля раздора» из титана с золотым замком и огромным количеством мелких и крупных драгоценных и полудрагоценных камней.
О присутствии энергии в украшениях вообще и о процессе изготовления украшений в частности мы долго говорили с Андреем. Затронули, разумеется, и тему броши.
Андрей, сколько времени заняла работа над брошью?
В общей сложности год. Брошь довольно крупная, из титана, с золотым замком 750-й пробы. Размер броши 150 х 110 мм, она многослойная, с большим количеством отдельных элементов, которые собираются в единую композицию. В изготовлении броши я применил пять видов закрепок камней, в том числе «фишт» и «микропаве». Всего в украшении 7469 камней 118,94 ct — это бриллианты, рубины, сапфиры, сапфиры мультицвет, шпинель, цавориты, танзаниты, гелиодоры. Цвет титана, из которого сделана брошь, называется «поверхность Марса под лучами Солнца».
Кроме того, продолжением композиции является специальная подставка. Она тоже сделана вручную, выполнена из мореного ореха и патинированной бронзы. Кстати, секрет патинирования бронзы мы с Цеценом узнали из древних японских рецептов, которые добыл и перевел Цецен. Мы адаптировали ингредиенты рецепта к современным условиям, и все получилось.
Как люди реагируют на брошь? Что говорят?
Неоднозначно реагируют: кому-то брошь очень нравится, восхищаются ею, а некоторые не понимают, вплоть до полного неприятия. Когда я работаю над украшением, то не думаю о том, понравится оно другим или нет. Делаю его только тогда, когда не могу не делать. Она мое «Я» сегодня. Не вчера, не завтра — сегодня. Брошь обладает своим характером. В ней живет энергия, которая чувствуется даже тогда, когда на нее просто смотришь. Есть ощущение, что это живое существо, а не ювелирное украшение.
Да, действительно хочется взять брошь в руки и почувствовать ее энергию.
Брошь — это своеобразный тест: люди делятся на тех, кто чувствует ее, и на тех, кто не чувствует. В ней есть и белое, и черное, как инь и ян. Она сразу или нравится безоговорочно, или отталкивает. Не сказать, что брошь «милое существо», у нее даже есть «коготки». Все: идея, эскиз, описание, само украшение с необычной подставкой, фотографии Евгения Лаптева, создающего портреты драгоценностей, — все неразделимо, не отделимо друг от друга. На это нужно смотреть как на целую картину.
А где можно увидеть брошь и вообще твои работы?
Мои работы представлены в галерее «Михайлов» (Кутузовский проспект, дом 2). Также я участвую со своими работами в профессиональных выставках. Приходите, все сами увидите!
ESTET 22/2018