Анна Чурина: «В разобщенном мире искусство сближает»
Что такое разница в культуре, подходах, взглядах на мир? Можно ли говорить о разнице в «качестве» искусства или образования в мире, где талант — вне национальности? Конкурируют ли цивилизации? Об этом, а также о съемках интернационального проекта «Вий-2. Путешествие в Китай» и фильма «Училка» мы побеседовали с актрисой театра и кино Анной Чуриной.
«Модель — это профессия приятная, хотя недолгая»
Вы окончили институт иностранных языков в России, после чего отправились работать моделью в Европу. Чем был обусловлен такой выбор? Не страшно было менять обстановку?
Иняз я окончила, уже работая моделью во Франции. Зачем поехала? Хотелось заработать денег, увидеть мир и попрактиковаться в языках. Я из многодетной семьи, потому возможности путешествовать в детстве не было. Все мои путешествия случились благодаря работе моделью. Эта профессия приятная, хотя недолгая. Зато успеваешь побывать в экзотических и очень красивых местах. Меня пригласили в Париж, причем я прошла огромный кастинг, даже неожиданно для себя, и поняла, что такими подарками судьбы бросаться нельзя. Поехала… А потом уже работала в Италии, Германии, Англии, Америке.
Какие цели вы ставили перед собой тогда? Какие удалось реализовать?
Модельный бизнес на самом деле приблизил меня к моей заветной мечте — стать актрисой. Я ведь на сцене с пяти лет — и танцую, и играю. И во время учебы в инязе мне актерской жизни очень не хватало. Пребыванием в Париже я и воспользовалась, чтобы реализовать свою мечту: пошла на актерские курсы Джека Уолтсера. Также хотела бы сказать спасибо Павлу Семеновичу Лунгину, который первый из русских режиссеров (тогда живший во Франции) поверил в меня и дал роль в картине «Олигарх». Мы познакомились с ним на Каннском фестивале, когда я приехала туда из Парижа посмотреть, что же это такое. Я буквально напросилась к нему на пробы. Он долго сомневался, а потом все же решил рискнуть и дать роль дебютантке. Так что благодаря ему я вошла в мир русского кино.
Насколько отличается уровень модельного бизнеса в России и за рубежом?
Я начала работать в конце 1990-х годов, когда в России считали, что все модели обязательно гуляют с какими-то бандитами и олигархами. На самом деле от бизнеса это очень далеко. За границей же модельные будни достаточно суровы: жизнь на чемоданах, по десятку кастингов в день, бесконечное стояние на ногах, примерки, переезды… Но съемки — это интересное и творческое занятие, хотя и жариться, и мерзнуть приходилось.
Уровень организации на Западе выше, моделей больше и опыта. Но при такой конкуренции у их модельного бизнеса нет гламурного оттенка. У топовых моделей есть, конечно, глянцевая составляющая жизни, а средняя модель — девушка с рюкзачком и в кроссовках, которая бегает по кастингам.
«Люди искусства не имеют национальности — это факт»
У вас за плечами два актерских образования: одно получено во Франции, а другое у нас в стране. В чем основные отличия в обучении артистов?
Да, у меня два актерских образования. Во Франции, как я уже говорила, я окончила курсы Джека Уолтсера. В Италии снялась в первом в своей жизни иностранном фильме — «Ля Банда» режиссера Клаудио Фрагассо… В России я училась во ВГИКе, у меня были замечательные мастера: Владимир Мирзоев, Сергей Соловьев, Валерий Рубинчик.
Сейчас популярна гуру актерского мастерства Ивана Чаббак, которая, судя по прочитанной мною книге, берет очень много от Чехова. Хотя есть принципиальные расхождения. Здесь сложно вдаваться в подробности, это уже тонкости ремесла. Что касается мастерства и профессионализма, то, наверное, ВГИК дал больше, но дело еще в опыте и в том, что я испытала влияние разных мастеров. И всем им я очень благодарна. А сравнивать эти два образования я бы не стала. Актерские курсы — это краткое пособие, которое задает людям направление, а четырехгодичная учеба — совсем другое дело. Вообще считается, что актерское образование у нас в России сильнее, чем за границей. Но это больше относится к театральному мастерству. При этом так, как существуют западные актеры в кино — абсолютно интуитивно, как кошки или собаки (в этом что-то первозданное, животное!), — далеко не все наши актеры могут, и, наверное, это обусловлено именно театральным образованием.
Фото: Елена Файнберг
Вы ощущаете разницу между российскими и зарубежными режиссерами? Есть ли отличия в процессе съемок, подходах?
Режиссеров и людей творческих я не разделяю на иностранных и русских. Я делю их на талантливых и не очень. Люди искусства не имеют национальности — это факт. Они либо могут сотворить произведение… либо не могут.
Я бы разделила по уровню продакшн — организации съемок. Это лучше за границей. Хотя и у нас не раз сталкивалась с отличной организацией съемочного процесса, например на международном проекте «Вий», где в первой и второй частях задействован русский режиссер Олег Степченко. Там все было организовано по высшему разряду, а съемки проходили и в России, и в Чехии, и в Китае. В конце концов, все зависит от умения и желания продюсера и режиссера построить процесс.
С иностранными режиссерами у меня есть собственный опыт работы — это театральная постановка «Белый рай» французского режиссера Режиса Обадиа, талантливого постановщика и хореографа, обладателя премий «Триумф», «Золотая маска», Каннского фестиваля. Также участие в спектакле «Хаос» финского режиссера Йоэла Лехтонена. И эти спектакли нравятся российскому зрителю, то есть люди находят общий язык, что очень радует. В разобщенном мире искусство сближает.
Этим летом в конкурсе Международного московского кинофестиваля участвует фильм «Брут» Константина Фама, в котором я снималась с Филиппом Янковским и Оксаной Фандерой. Это фильм про холокост, мы с Филиппом играем супружескую немецкую пару, а фильм имеет интернациональный статус (съемки проходили в Румынии прошлым летом при участии русских и американских продюсеров). Таким образом, общечеловеческие мировые темы могут сниматься и играться людьми разных национальностей, и это, правда, не имеет никакого значения, если ты искренне хочешь высказаться.
Из иностранных кинорежиссеров я бы очень хотела поработать с американцем Дареном Аронофски. Смотрю все его фильмы и очень люблю их, ценю талант писать и снимать сущностные истории.
Каким проектом вы заняты сейчас? Что нового могут ожидать зрители от вашей работы в кино?
Проект «Вий» — это вообще отдельная интересная тема. Сейчас снимается второй фильм — «Вий 2. Путешествие в Китай». Также планируются съемки фильма «Вий 3. Путешествие в Индию». Часто спрашивают, где же там Гоголь, но важно знать, что первый фильм снимался по мотивам повести. Во второй и третий фильмы переходят некоторые герои. Путешествие англичанина-картографа из первого фильма продолжается во втором. Едет он через Московию, через всю Россию и попадает в Китай — страну легенд. А его невеста (Мисс Дадли — моя роль) бросается к нему на помощь через моря и океаны и попадает в нешуточные передряги… Но не будем делать спойлер! Пусть зрители ожидают сюрприза в кинотеатре. Одну тайну я все же приоткрою: в фильме играет великолепный Джеки Чан. Его согласие на съемки было для нас признанием уровня, потому что фильм задуман в жанре приключений, очень сложном, как «Пираты Карибского моря». А Джеки Чан еще и сопродюсер картины, и это дорогого стоит.