23 сентября 2021 в широкий прокат по России выходит комедийное роуд-муви «Семья года». Московская премьера фильма состоится 21 сентября в кинозале «Победа» (Абельмановская, 17а, метро Пролетарская). Сбор гостей в 18.00, начало показа в 19.00.

Новая картина башкирского режиссера Айнура Аскарова рассказывает о большой семье Рахматуллиных — обаятельной, забавной, неординарной и, в то же время, похожей на многие российские семьи. На стареньком желтом «Рафике» герои отправляются на конкурс «Семья года», чтобы победить и заработать 5 миллионов рублей. Они уверены, что главный приз конкурса — последний шанс спасти семью от финансового краха.
В преддверии премьеры мы поговорили с режиссером и продюсером «Семьи года» Айнуром Аскаровым, которого называют «башкирским Кустурицей».

Айнур, поздравляю с выходом вашего фильма «Семья года»! Как появилась идея сделать эту картину?
— Спасибо за поздравление! Мы очень рады, что работа над фильмом завершена, и он наконец-то выходит на экраны, к зрителю. После выхода фильма «Из Уфы с любовью!» мне постоянно задавали вопрос: «А будет продолжение?» Некоторые даже требовали продолжения. Я всегда отвечал, что не будет, история закончена. Но когда Министерство культуры Республики Башкортостан выделило средства на новый фильм, от кого-то из руководства прозвучало полушутливое предложение, мол, неплохо бы снять «Из Уфы с любовью 2». Мы со сценаристом Айдаром Акмановым сели думать. Может, и вправду, попробовать поискать какое-то продолжение истории Урала (главного героя фильма «Из Уфы с любовью») и его друзей? Начали набрасывать идеи, даже нащупали что-то интересное, но, в конце концов, пришли к тому, с чего начали — история первого фильма самодостаточна, мы не будем эксплуатировать полюбившиеся образы, как бы заманчиво это не выглядело. И потом, в кино есть закон, работающий в 98 случаях из ста — продолжение хуже первого фильма. Тем не менее, какие-то наработки подтолкнули нас к истории, которая в итоге и стала «Семьёй года».

Что для Вас значит большая семья?
— Я башкир. И у нас традиционно большие семьи. Причём, в понятие семьи входит широкий круг родственников. Все друг друга знают, постоянно общаются, собираются. Поэтому большая семья — это то, как должно быть, это естественно. Конечно, бывают и конфликты, разлады, но всегда, что бы ни происходило, у тебя есть ощущение, что за тобой стоит твой род, твоя семья, ты не один на этом свете. С другой стороны, это и дополнительная ответственность. Об этом, кстати, мы размышляли в фильме «Из Уфы с любовью!» С одной стороны — традиция, с другой — поиск и выбор своего пути, стремление осознать себя как личность.

Расскажите о кастинге. Как он проходил?
— Если говорить о подборе профессиональных актёров, то здесь, в общем-то, всё довольно просто. Выбираешь, смотришь, делаешь пробы. На «Семье года» мы сразу знали, кто будет играть главную роль, фактически, роль писалась под Алмаса Амирова. Он уже несколько раз снимался у меня (сыграл главную роль в короткометражке «Пилорама», эпизодическую в «Из Уфы с любовью!», и я давно хотел сделать полнометражный фильм с Алмасом в главной роли. А вот с детьми-актёрами всегда есть элемент непредсказуемости. Бывает, на пробы приходит огромное количестве детей, а «того самого» ищем чуть ли не до первого съёмочного дня. В «Семье года» непросто было найти чернокожих артистов, один из которых должен был быть десяти-двенадцатилетним мальчиком, а второй — пожилым мужчиной.

Знаю, что съемки происходили и на фоне замечательных пейзажей Башкирии. Расскажите о работе художника и оператора.
— Оператором-постановщиком был Вячеслав Ложковой. С ним мы работали над фильмом «Отряд «Таганок». И он уже знал, как и где можно снять красивые места Башкортостана, знал возможности моей команды, и я, в свою очередь, понимал творческие методы Славы. Художник-постановщик у меня тоже постоянный — Айгуль Байрамгулова. Большую часть своих фильмов я сделал с ней. Она — талантливый художник, прекрасно знает Башкортостан, тонко и точно чувствует особенности национального характера, и это обогащает каждый кадр.

В чем сложность работы над комедийным жанром?
— Чтобы было смешно, но не глупо и пошло. Причем слово «смешно» это не значит ухахатываться, а так смешно, что весь фильм у зрителя легкая улыбка на лице.

Что отличает комедию от других киножанров, в которых Вы уже работали?
— Думаю, это самый сложный жанр. В комедии ты всегда идёшь по тонкой грани. Одна неточная реплика, не тот взгляд актёра и ещё десятки подобных мелочей — и нет комедии. Остаётся только толпа актёров, изображающих что-то на экране. Вызвать искренний смех зрителя – это высший пилотаж. В других жанрах можно подстраховаться какой-то сильной эмоцией, монтажом, экшеном, спецэффектами и т.д., а комедия, наверное, самый чистый в этом смысле жанр. Критерий один — смешно или не смешно.

Как актеры восприняли идею фильма?
— Сама идея сняться в кино им очень нравилась, мне кажется, не каждый день зовут. А если честно, когда я собрал их в ансамбль, они долго притирались друг к другу. Им нужно было на ближайшие 3-4 месяца стать семьей. У них это получилось, порой они выглядели как настоящая сумасшедшая семейка даже вне кадра, о чем-то спорили, смеялись. Дети обращались к актерам родителям словами «Мам», «Пап» и как-то во всем этом появилась жизнь — это ценно.

Как работалось с детьми? В частности, с ребятами уфимской студии «ХАХАЧУ»?
— Ребята из студии, конечно, очень подготовленные, но с ними есть свои сложности, именно из-за подготовленности. С этим приходилось либо мириться, либо придумывать неожиданные для себя ходы. Я рад тому, что у нас есть такая студия, где занимаются юные фанаты актерского дела, спасибо их педагогу Гузель Абушахмановой, и идейному вдохновителю Константину Хабенскому.

Чем, на Ваш взгляд, фильм будет интересен именно детям, не взрослым?
— Иногда восприятие картины зрителем довольно сильно отличается от ожиданий авторов. Вроде бы, всё сделано как надо, вроде бы и талантливо, профессионально, а зритель равнодушен. И наоборот — кино неровное, какое-то не такое, а зритель вдруг принимает его, пересматривает, любит. А фильмы с детьми и для детей — это вообще отдельная вселенная. Что касается нашего фильма… возможно, детской аудитории он будет интересен тем, что герои-дети ведут себя, как «нормальные» дети. То есть, их поведение, реакции, поступки будут понятны ровесникам, вызовут сопереживание. Проблемы героев-детей в нашем фильме, как нам кажется, не надуманные, а реальные, те, с которыми дети ежедневно встречаются в своей жизни.

Какую реакцию ожидаете от зрителей и критиков?
— Как это ни удивительно, мы хотим, чтобы наш фильм понравился всем — и зрителям, и критикам. Но в первую очередь зрителям. Я считаю, что кино должно быть зрительским, моя задача как продюсера и режиссёра сделать так, чтобы фильм посмотрело максимально возможное количество людей. Тогда фильм начинает жить, у него появляется своя энергия, своя история. И мы, создатели фильма, видим, что наша работа, бессонные ночи, нервы, всё то, чем мы жили год-полтора — всё это было не зря.