Гостья из будущего с любовным уклоном
Говорят, что, когда в 1970-е по телевизору показывали «17 мгновений весны», улицы вымирали: все сидели перед экранами. Примерно то же самое происходило в 1984-м с детскими площадками: дети и даже младшие подростки бросали игры и смотрели очередную серию детского телефильма «Гостья из будущего» по повести Кира Булычева («в миру» – доктора исторических наук Игоря Можейко) «Сто лет тому вперед». Наташа Гусева, исполнительница главной роли – школьницы из XXI века Алисы Селезневой – стала, пожалуй, первой настоящей «подростковой селебрити» в СССР.
XXI век наступил, сменилось уже не одно поколение школьников, и наконец «советский блокбастер» дождался своего римейка. На экраны выходит «Сто лет тому вперед». Впрочем, римейком его назвать нельзя: от прежнего фильма и повести, по которой он снят, остались лишь несколько стежков сюжетной канвы и главные герои: Алиса, ее отец профессор Селезнев (на эту роль пригласили Константина Хабенского, чтобы дать матерям дополнительный стимул пойти с детьми в кино), школьники из нашего времени Коля и Фима (последний из заучки превратился в игромана) и космический пират Весельчак У. В советском фильме его играл звезда комедий Вячеслав Невинный, а в новой картине роль отдали Александру Петрову, который, несмотря на свою органичность в оригинальном жанре, все же ближе к секс-символу, чем к комику. Его partner in crime — не столь же комичный булычевский Крыс, а мистического вида злодей-интеллектуал Глок в исполнении Юры Борисова (в гриме похожий на Вольдеморта — видимо, этот стереотип у кинематографистов теперь задержится). Прибавилась и мать Алисы Кира — Виктория Исакова, космическая суперагентка (добавленная, очевидно, с той же целью, что и Хабенский, только с прицелом на отцов.
Персонажи из невинных шестиклассников превратились во вполне оформившихся во всех отношениях выпускников. У главного героя Коли — неудачный роман с одноклассницей, а потом он, словно отложенно исполняя фантазии советских подростков 1980-х, влюбляется в Алису и читает ей любовный рэп. Фима должен изменить историю человечества, участвуя в турнире по киберспорту, а предмет охоты пиратов — миелофон, столь ностальгически памятный всем, кому сейчас плюс-минус 50, заменен на космион (это вполне реальное физическое понятие, его можно погуглить).
Сорок лет разницы между двумя фильмами особенно четко видны в компьютерной графике «Сто лет тому вперед» (как виден в ней и совершенно очевидно серьезный бюджет фильма). Вместо советской бутафории, которая не могла обмануть даже младших школьников, современное кинобудущее снято на хромокее, и занимались этим профессионалы. Это позволило «перенести в будущее» большую часть сюжета (в советском телесериале основная часть действия развивалась в Москве начала 1980-х). Будущих, к слову, два: светлое и темное. Одно — вполне булычевское, а второе скорее в духе мрачных фантастических голливудских антиутопий.
Вдохновляли компьютерных графиков главным образом вселенные многопользовательских игр, которые сейчас стали настоящей эпидемией среди подростков — от Squad до Genshin Impact. Алиса Селезнева уже не грезит о будущем космобиологини, а учится приемам боя на космических мечах и стремится поступить в космическое кадетское училище. Все вполне в духе времени, где просто тинейджеры хотят стать супертинейджерами. Но отечественная режиссерская и актерская школа чувствуется: в «супергеройском» фильме есть легкоузнаваемый всеми родителями молодых зрителей юмор советского школьного кино. Режиссеру Александру Андрющенко удалось снять нескучное кино, которое не стыдно смотреть, даже если вы когда-то обожали «Гостью из будущего».