Молодая, не ослепительно красивая, но привлекательная женщина с почти лишенным выражения лицом, но с великолепными формами, одетая в светлые, почти девичьи, а затем темные траурные платья перемещается в интерьерах старинного шато в полутьме, как на полотнах Жака Луи Давида, либо бродит между виноградных лоз — то летом, когда они зелены, то осенью, когда листья пожелтели и пожухли. Это занимает большую часть экранного времени нового фильма Томаса К. Нэппера «Мадам Клико» с Хейли Беннетт («Великолепная семерка», «Девушка в поезде», «Дьявол всегда здесь», «Хардкор») в главной роли.
Для классического байопика картина слишком сильно стремится выглядеть артхаусом. Например, сценаристка Эрин Дингам, опиравшаяся на беллетризированную биографию вдовы Барбы-Николь Клико-Понсарден, написанную Тилар Маццео, вывела мужа легендарной предпринимательницы Франсуа Клико полубезумным энтузиастом виноделия, который от своей любви к работе и неудачных экспериментов с технологиями создания шампанского то ли спивается, то ли сходит с ума.
В реальности супруги вступили в классический олигархический союз — их родители были весьма состоятельными реймсскими предпринимателями и посредством брака решили объединить капиталы. Барбе-Николь к моменту свадьбы сравнялся 21 год, в те времена это был уже вполне разумный возраст для женщины, а овдовела она в 27, когда уже более чем уверенно стояла на ногах и сознательно принимала решения, в том числе деловые. Но образ молоденькой почти-девушки, безутешной после смерти возлюбленного и готовой на любые лишения, чтобы продолжить его дело, с кинематографической точки зрения куда выгоднее.
Экранная Барба-Николь не спит ночей, сидит в погребах, зарабатывая ревматизм, чтобы понять, как избавить шампанское от мутного дрожжевого осадка. На самом деле на винодельне Клико работали профессиональные виноградари и виноделы, которые и разработали прославившие этот шампанский дом технологии ремюажа. Вдова осуществляла общее руководство и принимала управленческие решения — смелые и часто очень правильные, такие, как продажа вина во время наполеоновских войн российскому императорскому дому в обход морской блокады. Фактически это была торговля с врагом — к слову, очень выгодная. За такой «акт коллаборационизма» мадам Клико вознаградили исключительной клиентской лояльностью в России, которая сохранилась и после окончания войны: недаром о «вине Клико» писали Пушкин, Вяземский и другие русские поэты, современники Барбы-Николь.
«Вдова Клико была не только гением маркетинга, но и настоящей контрабандисткой! Это было очень смело для женщины в то время. Ее могли повесить, но она все-таки перевозила свое вино во время Наполеоновской войны через закрытые границы», — восхищается своей героиней Хейли Беннетт.
Несмотря на то, что в современном кинематографе количество эротических сцен критически снизилось по сравнению с 2000-ми и тем более с 1970-1990-ми, в «Мадам Клико» имеется несколько пикантных моментов, в общем, вполне органично вплетенных в замысел сценаристки. Также хочется отметить работу оператора и осветителей, которым удалось максимально эстетично воспроизвести на экране мрачноватую стилистику полотен Давида и других французских академистов.
Роль шато Верзи, дом вдовы Клико, исполнил бургундский Шато де Берю с его живописными виноградниками. Для иностранных зрителей «подмена» одного замка на другой — да и одного региона на другой — не слишком заметна: закаты и рассветы на холмах Бургундии так же прекрасны, как и на холмах Шампани. Впоследствии, кстати, вдова Клико построила себе новый шато Бурсо, который унаследовала ее правнучка герцогиня Анна д’Юзес — политическая деятельница, суфражистка, благотворительница, писательница, ваятельница и первая французская автомобилистка — она официально получила водительские права в 1899 году. Не исключено, что о ней, как и о ее легендарной прабабке, тоже снимут байопик, но это будет уже совсем другая история.