16 ноября состоялась московская премьера отечественного триллера «Убежище» в кинотеатре Окко Афимолл Сити. Главные роли сыграли Максим Дрозд, Илья Любимов, Сухраб Хайлобеков, Михаил Евланов и Милана Филимонова. Фильм вышел в прокат 17 ноября 2022 года.

«Убежище» — это сложный психологический триллер, сюжет которого переплетается из острых нюансов биографии героев. Главная героиня, девятилетняя Надя (Милана Филимонова) дочь замминистра здравоохранения Липецкой области Андрея Савицкого (Илья Любимов) — счастливая, обеспеченная девочка, живущая в роскошном загородном доме. И хотя она немного замкнута и одинока после развода родителей, она глубоко любит своего отца. Как для любого ребенка, который стремится создать свой мир, её миром и убежищем становится тайное помещение в доме, в котором она прячется и проводит время с маленьким другом — мышонком Гастоном. Её второй друг — молодой актёр Леня (Сухраб Хайлобеков). Однажды, увидев его на спектакле в роле принца, девочка проникается к нему и просит отца, чтобы молодой актёр приходил к ней вместо няни. Отец исполняет желание Нади, и Леня с девочкой становятся друзьями.
Однако, невинная часть первой половины фильма разворачивается впоследствии в глубокую психологическую драму, которая по-настоящему понравилась бы любителям Достоевского — мастера раскрывать человеческие души. Надя, невинный ребенок, становится заложником другой человеческой трагедии, в которой виновен её отец, участвовавший в коррупционных схемах закупки лекарств. Её похищает, на первый взгляд, совершенно безумный, жестокий и опасный бывший полицейский Степан (Максим Дрозд). В ходе первой стычки и переговоров, Лене, который пытается спасти Надю, даже удается узнать пароль от сейфа Андрея Савицкого, в котором лежат огромные суммы денег. Но Степан отказывается от денег, они — слишком банальны и не смогут окупить ту трагедию, которая случилась с ним. Отец Нади как — то связан с личной трагедией Степана, именно поэтому жесткому полицейскому нужен в заложники ребёнок.

Настоящая психологическая драма разворачивается после того, как Степан похищает ребенка и удерживает в машине. Разговаривая с ребенком из звериного похитителя бывший полицейский медленно превращается в немыслимо несчастного человека, не сумевшего справиться с личной утратой и болезнью жены. Он постепенно проникается доверием к ребёнку. С каждым новым диалогом Степан скидывает тысячи масок и зрителю предстаёт удивительная картина: месть, шантаж и похищение людей имеют под собой скрытые, личные мотивы, в которых с удовольствием мог бы разбираться Зигмунд Фрейд.
Режиссер и сценарист ленты, Владимир Тихомиров («Отель», «Сила детства», «Жызнь») комментирует: «Идея нашего фильма — безразличие людей по отношению друг к другу. Это универсальная история, которая позволит посмотреть на себя и переосмыслить отношение к другим людям. Это история о мести и о своевременном прощении, ведь зачастую просить прощения бывает трудно».
Перед каждым героем встает нелёгкий выбор: Степану приходится выбирать между местью, ненавистью и нарастающими отцовскими чувствами к девочке; Лене — между личной выгодой, деньгами и спасением ребёнка, Андрей Савицкий выбирает между выгодной системой, в которую он встроен и желанием выйти из этой системы, действовать самостоятельно и попросить прощения, сохранив дочери жизнь. Фильм показывает, как истории всех геров переплетены, ведь ничего не случается случайно.

«Из мелочей состоит не только жизнь, но и хорошее кино, — уверен оператор картины Антон Сафронов. Я сразу увидел в сценарии два мира, в которых живут герои, и у меня возникло желание визуально их разделить, привнести немного фантазийности в стилистику изображения, несмотря на то, что это триллер. Так в моей голове возник тёплый, уютный мир вокруг девочки и холодная леденящая, часто неприятная атмосфера вокруг взрослых геров».
Чрезмерный драматизм портит хороший драматизм. Конец истории напоминает уже американский триллер, когда главный герой готов сокрушить весь мир за собственное возмездие. Но вряд ли американские приемы триллера сочетаются с психологическим русским драматизмом: напротив, они мешают его естественности. Именно такое впечатление производят финальные сцены фильма, когда Степан решается на разнос мира сего, а именно — дома Нади.
Впрочем, режиссёр применяет еще один приём, поддерживающий зрителя в напряжении — посмодернистский конец. Здесь авторы предлагают зрителю несколько разрешений истории, а зритель уже сам выбирает тот конец, который ему больше придётся по вкусу.

Текст: Ангелина Громова