Дистрибьюторская компания «Арткино прокат» при поддержке ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм» и сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» 1 июня выпускает в повторный прокат культовую комедию Элема Климова для детей и их родителей «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, ИЛИ ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН» с полностью отреставрированными изображением звуком. Сеансы будут сопровождаться эксклюзивным дополнительным материалом с рассказом об удивительной истории создания любимой кинокартины.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — картина для любого возраста и для любого времени, нестареющий шедевр советского кино «…для взрослых, которые были детьми и для детей, которые обязательно будут взрослыми». Удачу Элема Климова в этой ленте определили: его невероятное чувство юмора, умение идеально подобрать актёров и редчайший дар работы с детьми на съёмочной площадке. Климов снимал свою дебютную картину как сатирическую притчу. Образ пионерского лагеря разрастался в ней до образа большой страны. В фильме режиссёр выступал против «системного идиотизма, перечёркивающего индивидуальность» и «демагогической ахинеи, впитавшейся во все поры общества».
Фильм сразу стал ярким событием в отечественном киноискусстве и разошёлся на цитаты в народ. В нём великолепно всё — и сценарий, и режиссура, и актёры, и монтаж, и сам стиль постановки. Создать фильм для детей, но со взрослым юмором — это редкая удача и для режиссёра, и для зрителя. Элем Климов известен способностью открывать новые таланты. Так и в его собственном дебютном фильме одну из своих первых больших ролей в кино сыграл гениальный Евгений Евстигнеев. Темы фильма по-прежнему актуальны: устаревшие инструкции, бюрократические маразмы, двойные стандарты, здоровое детство на природе, стремление к полёту и даже — эпидемия! Как неожиданно резонирует с сегодняшним днём тема «коклюша на том берегу», дезинфекция, призывы «всячески избегать контактов» и опасения, что «наедут бациллоносители».
Возвращение шедевра на большие экраны ознаменует также запуск совместного проекта дистрибьюторской компании «Арткино прокат» при поддержке ФГУП «Киноконцерт «Мосфильм» и сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино» — необычных киносеансов, которые базируются на идее: «Кинотеатр — естественная среда обитания фильма».
1 июня в 20:00 в первый день лета и в День защиты детей в кинотеатре «Формула кино Европа» состоится специальный премьерный показ. В событии примут участие — сын гениальных режиссёров Эдема Климова и Ларисы Шепитько Антон Климов, брат режиссёра фильма Герман Климов, легендарный художник-постановщик картины Борис Бланк. Картину представит руководитель дистрибьюторской компании «Арткино прокат» кинорежиссёр Сергей Тютин. Впервые публике будет показан документальный фильм Сергея Тютина «Как создавался шедевр». Новинка сезона — не просто посмотреть на большом экране отреставрированный культовый фильм, но и узнать об удивительной истории его создания.
3 июня в 19.00 в кинотеатре «Формула кино Европа» состоится специальный показ с обсуждением отреставрированный версии культовой отечественной кинокомедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» выдающегося отечественной режиссёра Элема Климова. Модератором дискуссии выступит президент Всероссийского фестиваля «Арткино», руководитель киношколы «Артерия кино» кинорежиссёр и киновед Сергей Тютин. Участникам события будет показан его документальный фильм «История одного киношедевра».
Приобрести билеты на сеансы можно уже сейчас на сайте artkinoprokat.com
Режиссёр: Элем КЛИМОВ
Сценаристы: Семён ЛУНГИН, Илья НУСИНОВ
Оператор: Анатолий КУЗНЕЦОВ
Художники: Борис БЛАНК, Владимир КАМСКИЙ
Композиторы: Игорь ЯКУШЕНКО, Микаэл ТАРИВЕРДИЕВ
В ролях:
Костя Иночкин: Виктор КОСЫХ
Товарищ Дынин, начальник лагеря: Евгений ЕВСТИГНЕЕВ
Пионервожатая Валя: Арина АЛЕЙНИКОВА
Докторша: Лидия СМИРНОВА
Физрук («Гусь») Илья РУТБЕРГ
Завхоз: Алексей СМИРНОВ
СЮЖЕТ
Костю Иночкина исключают из пионерского лагеря за то, что он переплыл реку в неположенном месте. Не желая доводить бабушку до инфаркта своим досрочным приездом, мальчик тайком возвращается в лагерь, где переходит на «нелегальное положение». Друзья помогают ему оставаться незамеченным и, имитируя эпидемию, пытаются сорвать родительский день. Ведь именно в этот день обязательно приедет Костина бабушка…
О ФИЛЬМЕ
Драматурги Илья Нусинов и Семён Лунгин предложили Элему Климову для дипломной работы сценарий «фильма о пионерском лете». Тот согласился несмотря на то, что сам никогда в пионерских лагерях не отдыхал. Студент Климов был гордостью курса и лауреатом премии кинофестиваля ВГИКа. Поэтому ему позволили без диплома снять полнометражную картину на «Мосфильме». Хотя ректор ВГИКа, опасаясь крамолы, был категорически против.
КАСТИНГ
Юных актёров искали в московских школах. Первоначально Витю Косых пробовали на роль Марата, но ему не понравилось, что по сценарию ему придётся прыгать в крапиву голышом, и он поставил перед собой цель — получить роль Кости Иночкина и добился своего. Славу Царёва, сыгравшего роль мальчика с сачком, Элем Климов увидел его со спины, во время поездки в троллейбусе. Режиссёра поразили его уникальные уши, забитые речным песком, и он специально для него придумал персонаж «№13». На роль директора-бюрократа художественный совет настоятельно предлагал Михаила Пуговкина. Однако Климов настаивал на Леониде Куравлёве или Евгении Евстигнееве, но Куравлёв уже снимался у Шукшина в фильме «Живёт такой парень», а про Евстигнеева худсовет заявил: «Кто угодно, только не он». На что режиссёр ответил: «Тогда кто угодно, только не я». Наглость студента обескуражила и, в итоге, Евстигнеев был утверждён на роль, которую гениально сыграл.
СЪЁМКИ
- «Фильм всё время висел под угрозой закрытия, поэтому снимали его в бешенном ритме», — рассказывал режиссёр. Каждые три дня он самолично интересовался у директора ленты: «Сколько денег мы уже потратили?» Услышав цифру, Климов обычно качал головой: «Надо больше тратить, чтобы нас было труднее закрыть!». «Сдавать картину я должен был 15 мая 64-го года. А мы завершили работу в предновогодние дни… на полгода раньше», — вспоминал он. Это был уникальный в истории кино производственный рекорд.
- Съёмки велись в пионерлагерях «Воркута-уголь» под Тулой, где отдыхали дети шахтёров, и «Красный Аксай» на юге, рядом с Туапсе, недалеко от знаменитого «Орлёнка».
- На съёмках стало известно, что во время проб Витя Косых утаил от режиссёра своё неумение плавать и сцену с его блестящим заплывом кролем перенесли на неделю, за которую он и научился плавать.
- А в сцене начала «эпидемии» Элем Климов долгое время пытался снять удачное попадание огурца в голову Серёжи Кокорева, сыгравшего роль Шарафутдинова. В благодарность за терпение Климов вручил ему перед строем шоколадную медаль со словами: «Награждается Кокорев за героическое поведение в кадре».
- Лидия Смирнова сама создавала образ своей «докторши», и он оказался столь необычным, что многие коллеги не узнали её на экране.
- Во время работы над фильмом взрослые актёры быстро нашли общий язык с детьми. Евгений Евстигнеев научил детей играть в карты, которые по фильму должен был у них «конфисковать».
- В «Орлёнке» произошла забавная ситуация со Славой Царёвым. Узнав, что Слава курит в туалете, режиссёр вызвал юного актёра к нему. Когда Царёв пришёл в гостиничный номер и начал оправдываться, комнату начали заполнять мыльные пузыри. Оказалось, что мальчик наелся зубной пасты, чтобы скрыть запах сигарет.
- А сцена разговора завхоза, физрука и вожатых под трибуной, где прятался Костя Иночкин и должен был с аппетитом есть суп из кастрюли, была снята только с двадцать седьмого дубля. С тех пор актёр возненавидел рассольник.
ПРОБЛЕМЫ С ЦЕНЗУРОЙ И ВЫХОД НА ЭКРАНЫ
Ещё до начала съёмок ректор ВГИКа обращался в Госкино и в ЦК КПСС с просьбой не допускать сценарий к постановке, а «Мосфильм», наоборот, разрешил студенту выпускного курса снять фильм. А когда съёмки были уже в самом разгаре, картину вновь попытались закрыть. В съёмочную группу пришла телеграмма от дирекции «Мосфильма» с требованием свернуть все работы и возвращаться из южной экспедиции в Москву. И лишь мудрость директора съёмочной группы, который сказал: «А мы этой телеграммы не получали», позволила режиссёру Элему Климову закончить картину.
На приёмке в Госкино просмотр фильма прошёл в полной тишине. Чиновники не смеялись даже в самых весёлых моментах. Однако после просмотра один из редакторов «Мосфильма» шепнул Климову: «Потрясающе смешная картина! Я оборжался…».
КИНОЯЗЫК
Фильм продолжил традиции советского кино и отсылает к советскому немому кино и, в частности, к творчеству Сергея Эйзенштейна. По мнению киноведа Коршунова, в картине Элема Климова нет главного героя, Иночкин не является протагонистом в полной мере, а главным действующим лицом является пионерский отряд, как и в фильмах Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» и «Стачка» главным героем является «масса». Роль докторши является, по мнению киноведа, отсылкой к героине учительницы в пенсне из фильма «Броненосец „Потёмкин“», а падение «стукача» в грязь — это аллюзия к фильму «Стачка», где показаны шуточный обряд «развенчания» врагов пролетариата и сбрасывание их в реку. Также в фильме есть отсылки к сталинской эпохе. Фраза Дынина «„Бодры“ надо говорить бодрее. А „веселы“ веселее» является, по словам киноведа, намёком на фразу Сталина «Жить стало лучше, жить стало веселее».
«Мне хотелось не столько обвинять, сколько защитить детей, которых так нелепо оболванивали. Помните транспарант, мелькающий на протяжении всей картины — «Дети — хозяева лагеря!». Мы все жили под транспарантами «Мы — хозяева своей страны!» Но как не были ими, так и не стали…» — вспоминал режиссёр.
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» я снимал как иносказательную историю. Образ пионерлагеря разрастался в образ нашей юной прекрасной страны. Но, несмотря ни на что, дети в фильме победили. Победили и полетели, как и мечтали. Детские мечты обязательно должны осуществляться. Помните, даже самый смешной мальчишка в бочке улетел. Если честно, я сам до последнего времени летал… во сне — со всеми трудностями, преодолением притяжения, переживаниями. Просыпался в поту. Правда, с годами «полеты» случались все реже».