Идеологией секты может стать что угодно: взаимная поддержка, здоровый образ жизни, перенаселение или защита природных ресурсов. Но при всем своем многообразии секты похожи тем, что подчиняют себе сознание адептов и разрушают их личность и жизнь.

Нынешним летом в российском прокате — сразу два фильма на эту непростую тему: «Клуб Зеро» и «Город страха» (в оригинале «Sacrifice» по роману Николаса Хогга Tokyo Nobody). Первый балансирует на грани абсурдистской сатиры в духе Эжена Ионеску, второй пытается стать кассовым триллером, но не слишком удачно. В обоих фильмах в роли сектантских гуру выступают женщины — что ж, можно считать это продвижением полового равноправия в кино.

Джессика Хауснер
Режиссер «Клуба Зеро» — австрийка Джессика Хауснер, известная своими фильмами «Милая Рита» и «Лурд». Эти картины получали международные премии и исследовали в той или иной степени сходные с «Клубом Зеро» темы: пределы свободы сознания, налагаемые обществом извне и изнутри, когда над homo sapiens исподволь довлеет общее для всех приматов стремление принадлежать группе.

Герои «Клуба» — подростки, которых богатые родители из разных побуждений «сбыли с рук» в элитную школу-интернат, и преподавательница факультатива по «осознанному» питанию — ее играет Миа Васиковска («Звездная карта», «Готэм»). Тинейджерам, без различия пола одетым в уродливую форму с штанами-бермудами, скучно до скрежета зубовного, их родители — эгоцентричные снобы, учителя — зануды, и разговоры о спасении человечества посредством малоедения кажутся приятным разнообразием. В общем, никто не сомневался, что в секту попадают не от хорошей жизни.

«Клуб Зеро»
Васиковска, при всей своей миловидности, отлично отыгрывает медленно скатывающуюся в безумие «серую мышь» с несложившейся личной жизнью.

Она манипулирует тинейджерами, стремясь скомпенсировать собственную несостоятельность. Но отечественному зрителю, у которого есть дети в возрасте зрителей «Смешариков», на «Клубе Зеро» может стать смешно: уж слишком нюансы сюжета этого черного трагифарса напоминают эпизод «Индийский чай», в котором персонаж Нюша (жизнерадостная недалекая свинка) агитирует других смешариков питаться только чаем и солнечным светом. В общем-то, можно сказать, что Хауснер, сама того не ведая, «скосплеила» смешной и поучительный детский мультик. Правда, финал у ее фильма другой, но не будем спойлерить.

«Клуб Зеро»

Сатирический аспект «Клуба Зеро» делает его вполне достойным артхаусным зрелищем, которое, возможно, и не дотягивает по уровню хотя бы даже до «Лурда», но смотрится зрителями без финского стыда (недаром его в 2023-м показали в конкурсной программе Канн). Чего, к сожалению, не скажешь про «Город страха», который получился по русской поговорке: «замах на рубль, удар на копейку». Даже несмотря на участие Эрика Баны, звезды давней петерсеновской «Трои» (которого, впрочем, там полностью затмевает Брэд Питт), и тот факт, что продюсировал фильм сам Ридли Скотт.

«Город страха»

Место трагифарсового абсурда в «Городе страха» занимает пафос. Пафосно все: и взаимоотношения членов секты со своей гуру (София Ройз, «Маленький словарик любви»), и взаимоотношения разведенного отца (Бана) с дочерью-тинейджеркой (Сэди Синк, «Очень странные дела»), и романтические связи тинейджеров между собой.
Пафос, впрочем, не спасает: сюжет банален, хотя и фантастичен (а может быть, именно поэтому), диалоги пресны, операторских находок минимум. В финале все происходит именно так, как должно произойти — спойлерить не будем, зрители сами все поймут уже на 20-й минуте картины. В крайнем случае, на 30-й.

«Город страха»