С 22 по 30 мая в пяти столичных кинозалах благодаря сотрудничеству посольств восемнадцати ибероамериканских стран (Аргентина, Боливия, Бразилия, Гватемала, Гондурас, Испания, Колумбия, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Португалия, Сальвадор, Чили, Уругвай, Эквадор) и Института Сервантеса в Москве будут показаны 50 фильмов — более тридцати полнометражных и около двадцати короткометражных. В программе представлены художественные, документальные и анимационные картины.

Современное ибероамериканское кино пользуется заслуженным признанием во всем мире. Достаточно вспомнить церемонию «Оскар» 2019 года, где лучшим фильмом на иностранном языке названа мексиканская картина «Рома» режиссера Альфонсо Куарона, награжденная также «Золотым львом» Венецианского фестиваля-2018. На Каннском фестивале-2018 Гран-при недели критики получил португальский фильм «Диамантину» Габриэля Абрантеса. Практически на каждом престижном международном конкурсе ибероамериканские фильмы, режиссеры и актеры удостаиваются призов.
Первый Фестиваль ибероамериканского кино в Москве — уникальная возможность для столичных зрителей увидеть сразу десятки фильмов, созданных на испанском и португальском языках. Почти все они сняты в последние три года, многие отмечены наградами крупнейших кинофорумов.

Абель Мурсия, Директор Института Сервантеса в Москве: «Испанский бард Луис Эдуардо Ауте как-то сказал: “Жизнь — это кино”. Последние десять дней мая жизнь кино в Москве — это ибероамериканский мир по обе стороны Атлантического океана. У московских кинолюбителей еще никогда не было возможности увидеть сразу такое количество фильмов, созданных на испанском и португальском языке. Никогда еще такое множество актеров и актрис ибероамериканского мира не обращалось с экранов к зрителям на русском языке. Впервые ибероамериканское кино предстанет перед российской столицей в таком масштабе при участии (как могло быть иначе!) Института Сервантеса в Москве. 50 фильмов — полный и короткий метр, с субтитрами и в оригинале, 18 стран-участниц, 5 московских кинозалов… Вне всякого сомнения, московская жизнь с 22 по 30 мая — это кино. Ибероамериканское кино».

Откроет фестиваль 22 мая картина «Автор» (Испания, 2017) Мануэля Мартина Куэнки. Фильм об адвокате, который решил стать писателем и начал превращать своих реальных друзей в героев романа, получил национальные кинопремии «Гойя» за лучшую мужскую и женскую роль, премии «Ферос» в тех же номинациях, премию «Форке» за лучший фильм, премию FIPRESCI за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале в Торонто.

Фильм-закрытие фестиваля — «Вариант дракона» (Колумбия, 2017). Мировая премьера ленты Наталии Санта состоялась на Каннском фестивале. Картина о трех друзьях из Боготы — шахматисте, часовщике и гомеопате — награждена Фондом развития кинематографии (FDC). На Международном кинофестивале в Лиме получила премию за лучшую актерскую игру и режиссуру.

Главный герой драмы «Жизнь рыб « (Чили, 2010) Матиаса Бизе приезжает в Чили после десяти лет жизни в Европе и встречается со своей школьной любовью. Эта история удостоена премии «Гойя» как лучший иностранный фильм на испанском языке и представляла Чили в конкурсе на премию «Оскар». Фильм был награжден премией за лучший сценарий на Фестивале ибероамериканского кино в Уэльве, а также получил Премию Луиса Бунюэля как лучший ибероамериканский фильм.

Также нельзя пропустить картину «Странствие» (Португалия, 2017) режиссера Жуау Бутелью — экранизацию путевых записок португальского путешественника и писателя 16 века Фернау Мендеша Пинту. Она была представлена в 11 номинациях на главную национальную кинопремию Португалии Portuguese Film Academy Sophia Awards, в результате выиграла в 3 категориях.

Картина «Трумэн» (Испания, 2015) каталонского режиссера Сэска Гая — драма о двух давних друзьях, Томасе и Хулиане, которых вновь свел вместе смертельный диагноз — удостоена национальной испанской кинопремии «Гойя» в номинациях за лучший фильм, режиссуру и мужскую роль (Рикардо Дарин). Актерский дуэт Рикардо Дарина и Хавьера Камары также награждены призом Кинофестиваля в Сан-Себастьяне, фильм получил премию «Ферос» в двух номинациях и премию «Гауди» как лучшая лента на каталонском языке.

Трагикомедия «День, когда умерла тишина» (Боливия, 1998) снята режиссёром Паоло Агацци в самом сердце страны, регионе Кочабамба. В богом забытой деревеньке появился авантюрист с чарующим голосом и принёс с собой новинку — радио. Удостоена премии «Майя» как лучший боливийский фильм десятилетия. На кинофестивале в Картахене получила премию «Золотая Каталина» за актерскую игру, а на фестивале в Триесте — премию «Страдивари» за лучшую музыку.

Фильм “Килья” (Эквадор, 2016) Альберто Муэналы уникален тем, что это первая постановка на языке кечуа и испанском языке, анализирующая конфликт между двумя противоположными концепциями жизни через историю любви журналистки и фотографа. В 2018 году «Килья» была номинирована на Платиновую премию за лучший ибероамериканский игровой фильм и получила награду на Международном кинофестивале «Гудзон-Ривер» в США.

«Гунгун» (Доминиканская Республика, 2015) — фильм Эрнесто Алемани, ироничный и карикатурный портрет карибского преступного мира, удостоен доминиканской премии «Соберано» в номинациях за лучший фильм и режиссуру, а в премии Доминиканской ассоциации профессионалов киноиндустрии «Ла Силья» победил сразу в 17 номинациях.

Фильм «Что угодно» (Гондурас, 2016) Йона и Абрама Эспиноса о предпринимателях, готовых от безнадеги браться за любые дела, признан лучшим фильмом своей страны в 2016 году и получил приз за лучший сценарий международного кинофестиваля «Икаро».

Анимационный фильм «Господин Голубоногая Олуша» (Эквадор, 2015) создан на основе сновидения, увиденного режиссером Джино Балдеоном. Короткометражный фильм был выбран для участия в более чем 15 фестивалях анимационного кино, в том числе в фестивале в Анси во Франции и Чилемонос в Чили, где он получил второй приз.

Действие фильма «Красный русский» (Бразилия, 2016) Чарли Брауна происходит в Москве, куда две молодые бразильские актрисы приезжают, чтобы глубже понять систему Станиславского. Необычное сочетание художественного и документального кино, роуд-муви, драмы и комедии удостоено приза кинофестиваля в Рио-де-Жанейро за лучший сценарий.

Картина «Капсулы» (Гватемала, 2011) Вероники Рьедель, рассказывающая о жизни 12-летнего мальчика Фонси, чей отчим торгует наркотиками, получила приз зрительских симпатий на кинофестивале в Вене, премию Gran Cine Международного фестиваля цифрового кино в Чили, номинировалась на 8 премий Фестиваля кино Центральной Америки «Икаро» и выиграла две из них.

Герои картины «Поездка к морю» (Уругвай, 2003) Гильермо Касановы впервые в жизни отправляются к морю на разбитом грузовике. Фильм был номинирован на кинопремию «Гойя», победил на Фестивале ибероамериканского кино в Уэльве в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая актерская работа» (Уго Арана), на Международном кинофестивале в Майами получил специальный приз жюри, на кинофестивале Sinesul в Рио-де-Жанейро — приз зрительских симпатий. Также отмечен наградами киноконкурсов в Таиланде, Нидерландах, Аргентине.

«Все не как раньше» (Куба, 2016) Лестера Амлета — история влюбленных, которые встретились через 40 лет, триумфатор Международного фестиваля нового латиноамериканского кино в Гаване.

«Деньги на ветер» (Аргентина, 2015) режиссера Хуана Таратуто — трагикомедия о том, как трое друзей пытаются помочь дочери своего умершего товарища. Картина отмечена национальной кинопремией Аргентины Sur за лучшую музыку.

Документальный фильм «Lubaraun… (навстречу)» (Никарагуа, 2014) Марии Хосе Альварес и Марты Клариссы Эрнандес — история возвращения старика из народа гарифуна, живущего в Никарагуа, на земли предков в Гондурасе. Картина признана лучшим фильмом на Фестивале независимого испаноамериканского кино и видео в Мехико.

Драма «Кейла» (Колумбия, 2017), написанная и снятая режиссером Вивианой Гомес Эчеверри, рассказывает о девочке-подростке с маленького острова Провиденсия в Карибском море, где живут потомки африканцев, испанцев и английских пиратов (разумеется, в сюжете не обошлось без поисков сокровищ). Премьера состоялась на Международном кинофестивале в Картахене в 2017 году, также фильм был отобран на Роттердамский фестиваль в Кюрасао, Фестиваль колумбийского кино в Нью-Йорке и Варшавский кинофестиваль.

Действие фильма «Тень впереди» (Перу, 2007) режиссера Аугусто Тамайо происходит в Перу в начале ХХ века, когда страна начинает развивать Амазонию. Лента была номинирована на испанскую кинопремию «Гойя» как лучший иностранный фильм и представляла Перу в конкурском отборе на «Оскар».

«Когда дети возвращаются» (Мексика, 2017) Уго Лары — драматическая комедия о взрослых детях, которые решили жить вместе с родителями-пенсионерами. Фильм был включен в конкурсную программу Фестиваля ибероамериканского кино в Уэльве и Международного кинофестиваля в Морелии (Мексика).

«Истории одного канала» (Панама, 2014) — сюжеты пяти режиссеров (Каролина Борреро, Пинки Мон, Луис Франко Брантли, Абнер Бенайм, Питука Ортега Хейльброн) о жизни на берегах Панамского канала в разные годы, с 1913 до 2013-го. Картина была представлена на множестве кинофорумов: Международном кинофестивале в Майами, Фестивале нового латиноамериканского кино в Гаване, Фестивале в Напа-Вэлли, Международном кинофестивале в Сент-Луисе, Фестивале латиноамериканского кино в Канаде.

Фильм «Искупление» (Парагвай, 2018) режиссера Эриба Годоя — о путешествии Хосе, ветерана Чакской войны, в поисках своей боевой подруги почти 60 лет спустя после расставания. Картина была отобрана в программу Фестиваля латиноамериканского кино в Сан-Паулу и Фестиваля латиноамериканского кино в Мельбурне.

Документальный фильм Хавьера Кафие «Четыре стороны света» (Сальвадор, 2014), состоит из четырех простых историй, действие которых происходит на севере, юге, востоке и западе Сальвадора. Картина была представлена на фестивалях латиноамериканского кино в Испании, Австралии, США, Канаде и Ливане, на Фестивале кино Центральной Америки в Лос-Анджелесе отмечена за вклад в развитие киноискусства.

Полная программа фестиваля: www.moscu.cervantes.es