Режиссер Иван И. Твердовский («Конференция», «Наводнение») объявил, что делает творческий перерыв в карьере, но до него выпустил свою последнюю на настоящий момент картину «Панические атаки». Продюсером выступила Катерина Михайлова («Это не навсегда», «Город уснул»). Премьера «Атак» прошла на московском кинофестивале «Зимний-2023» и удостоилась там главного приза.
Действие фильма происходит на «обкатанной» уже режиссерами авторского кино натуре — в Мурманской области, до боли знакомой киноманам и туристам по «Левиафану» и «Купе номер 6». Ничего не поменялось: все те же убогие панельки, снег цвета неба и небо цвета мыльной воды. Тоска, безнадега и чернуха безвременья, бесконечно длящихся 1990-х.
Главная героиня Вика (Лена Тронина) родилась и живет в месте посреди нигде — в поселке городского типа Никель, выстроенном вокруг градообразующего предприятия. Это химический комбинат, который отравляет жителям не только их физическое существование, но и душевное: недаром у Вики постоянно случаются панические атаки и приступы клаустрофобии. Из развлечений в Никеле — телевизор, алкоголь и торопливые обнимашки в припаркованных машинах, прикрытых от лютого мороза чехлами.
Словно заколдованная принцесса в страшной сказке, Вика пытается найти выход из своего мучительного состояния, из давящих стен «заколдованного» ПГТ. В ход идут любые средства: колдовство бабки-знахарки, побег из материнского дома с прыжком в сверхглубокую лужу и даже попытка договориться с дьяволом посредством заброшенной Кольской сверхглубокой скважины. Кстати, панорамные съемки ледяной равнины вокруг скважины, по-нехорошему наводящей на мысли о ледяном дантовском аде, — безусловно лучшие во всем фильме.
В итоге Вика — не без сложностей, с помощью совершенно обычного несказочного не-принца (Сергей Двойников) — покидает и Никель, и Россию, надеясь обрести покой за границей, в Норвегии. Сама собой напрашивается параллель с «Интердевочкой» — но нет, сказка совсем не о том. В одной из рецензий «Панические атаки» уже сравнили с ранними фильмами Аки Каурисмяки — и действительно, совпадают и география (в какой-то степени), и настроение, и жанр, который, наверное, можно назвать траги-фантасмагорией: все сначала уныло, а потом становится бодрее и динамичней, но лучше бы не становилось.
Квазимистическая сказка Твердовского с мрачным началом и нехорошим концом, впрочем, несет и некоторый заряд позитива. Когда из темного зала (большую часть действия света на экране очень мало) выходишь на волю, окружающая реальная жизнь кажется хотя бы немного менее мрачной, чем до просмотра. Потому что там, в кино, все было точно значительно хуже.