Простой вопрос, который обычно остается без ответа.
Мартин Маржела в числе немногих, кто попытался проанализировать эту тему. Он сделал стилистический коктейль после того, как вынырнул из информационного потока и дал неоднозначный, но интересный ответ. Созданная им одежда сталa символом нашего времени. Очевидно, серьезное отношение к этой теме породило качественный и интересный результат, находящийся за пределами бытовой функциональности.

Возможно, на Мейсона повлиял Платон, который так рассуждал об искусстве: «Речи достойного человека всегда направлены к высшему благу, он никогда не станет говорить наобум, но всегда будет держать в уме какой-то образец, как и все остальные мастера. Стремясь выполнить свое дело, каждый из нас выбирает нужные снасти не кое-как, но чтобы вещь, над которой они трудятся, приобрела определенный вид. Взгляни, если хочешь, на живописцев, строителей, корабельных мастеров, на любого из прочих мастеров, кого ни выберешь, в каком порядке располагает каждый все части своей работы, подгоняя и прилаживая одну к другой, пока не возникнет целое, стройное и слаженное».
В своих произведениях Маржела последовательно и ясно придерживается определенного стиля и выражает свою точку зрения, используя современные технические возможности с безупречным мастерством. Вещь, созданная им, обнимает тело, заставляя владельца погрузиться в поток необычных ощущений и через тоннель грез войти в истинную реальность. Три точки на плоскости определяют саму плоскость. Человек получает информацию о себе и окружающем пространстве от множества объектов. Его личные вещи и одежда рассказывают о владельце, о его социальном и интеллектуальном статусе. Так создается многомерное информационное взаимодействие с окружением, формируются образ и восприятие среды.
Маржела в создании одежды следует формуле «философия + функция» с акцентом в сторону первого. Коллаж из стилистических цитат излучает фразу, заключенную внутри формы, созданной из ткани или другого материала. Таким образом, вещь перестает быть таковой, формально оставаясь, например, костюмом, но по сути превращается в «слово», выражение мысли и чувства, высказанное автором.

О чем рассказывают творения Мейсона Маржелы? О нас. Творческий акт образованного современника, понимающего, что без связи с традициями прошлого современное искусство не жизнеспособно. Мы живем в мире, который стремительно меняется и внешне, и внутренне. Если в Древнем Египте традиции в архитектуре и дизайне не менялись столетиями, то сейчас, по мнению дизайнера Карима Рашида, модный объект «устаревает» за 11 месяцев. Сам Маржела уже стал почти «патриархом» современного дизайна. Его работы цитируют, ему подражают, он один из самых влиятельных мастеров современности. Его произведения универсальны и понятны разным поколениям людей, неравнодушных к искусству.

Его первый показ состоялся в 1989 году. Жир Брюло, владелец бутика в Антверпене, так отреагировал на работу дизайнера: «Его первая коллекция стала шоком для всех. Но в то же время это было настоящее открытие. Мартин чувствует наступление нового, будто рассеянного в воздухе. Он заглянул на десяток сезонов назад, взял самую скучную и повседневную одежду и показал, как по-новому ее можно носить сейчас».

Маржела ведет нас по лабиринту живых игрушек, завлекающих мерцающей сетью рекламы, усыпляющей наше сознание непрестанным, бессмысленным бормотанием. Его невидимое присутствие помогает нам отразить брутальные атаки невежества и посредственности. Например, жакет из битых тарелок показывает нам красивую свалку из непродуманных поступков, связывающих нас карамельной чувственностью.
Художник Джулиан Шнабель также создавал картины из фрагментов керамических изделий. Нетрадиционный материал расширяет технические возможности и несет в себе определенный смысл. Топ из винтажных перчаток «прощупывает» тело, анализирует его изгибы и дружески обнимает, предлагая расслабиться и погрузиться в ванну умилительных грез в стиле модерн.
Салонное искусство, существовавшее в XIX веке, отвечало требованиям людей среднего класса, считающих, что живопись должна быть приятным фоном. Противоположностью этому взгляду на творчество было мнение художника Ван Гога, который практически был ученым в области живописи. Его теория приближалась к канонам древних цивилизаций Египта, Греции, Византии, включая средневековую Россию. Для наших предков искусство было одним из источников знаний о превосходстве духа над материей, о прекрасном и о созерцании как о высшей форме бытия. Мейсон связан с прошлым не только по форме, но и по содержанию. Его очевидная модность, даже ультрамодность, следующая по пятам за постоянно обновляющимися технологиями, похожа на хамелеона, который соответствует по цвету окружающей его среде, но по сути является тем же самым существом, живущим на земле неизменно на протяжении тысячелетий.

Опубликовано, ESTET/18