Студия А24 продолжает свою серию трагикомических фантасмагорий фильмом норвежского режиссера Кристоффера Боргли «Герой наших снов».

Главный герой «Героя…» — зауряднейший персонаж: немолодой, мешковатый и плешивый преподаватель второразрядного американского университета, несостоявшийся ученый-исследователь Пол Мэтьюс (Николас Кейдж). Он живет размеренной жизнью в уютном особнячке, некогда доставшемся по наследству его жене (Джулианна Николсон), которая тоже не юна, но мила и занимается какой-то творческой деятельностью. Пол воспитывает детей, читает лекции, время от времени предается законной любви с женой в их по-мещански обставленной спаленке и в целом вроде бы доволен жизнью. В целом, но не в частностях: его гложет собственная нереализованность, жажда славы или хотя бы широкой известности в узких научных кругах.

Однажды вполне заурядным утром все меняется: дочь с тревогой говорит отцу, что он ей приснился. Во сне девушке угрожала опасность, а отец не пришел к ней на помощь. И внезапно оказывается, что Пол является в сновидениях не только собственной дочери, что еще как-то объяснимо, но и десяткам, а потом и сотням, и тысячам других, совершенно посторонних лиц. Его узнают, о нем пишут в газетах и интернете, его показывают по телевизору, он едва ли не самый популярный человек в мире. Полу предлагают рекламные контракты и даже издание книги на не слишком популярную тему его научных интересов…
И вдруг слава оборачивается противоположной стороной: сны посторонних лиц с участием горе-профессора становятся жуткими кошмарами, от него начинают шарахаться. Жизнь Пола летит под откос. Несмотря на все попытки бедняги исправить положение, его единогласно «отменяют»: увольняют с работы, выставляют из дома и даже не пускают на школьный праздник дочки. Несчастный Пол мечется, как-то пытаясь исправить положение, и попадает из фарсовых положений в трагикомические. В итоге ему самому снится кошмар, где его антагонистом оказывается он сам. Сон гротескно пародирует некогда популярный роман Апдайка «Кентавр», в самом начале которого главному герою — к слову, тоже преподавателю — мнится, что его хладнокровно расстреливают из арбалета.

Может показаться, что «Герой наших снов» просто обыгрывает трендовую тему «культуры отмены». Но на самом деле «отмена» в сюжете — это нечто декоративное, наносное. Это история про исполнение заветных желаний, которого в известной пословице настоятельно рекомендуется бояться. Неудачник, несостоявшийся ученый, преподаватель вуза средней руки жаждет известности и славы — и он получает ее в таком количестве, что уже и сам не рад. Идея, к слову, зашифрована в оригинальном названии фильма Dream Scenario: это и «Сценарий сна» и «Сценарий мечты».
Фильмы, которые начинаются как реалистическая драма, а заканчиваются фантасмагорическим трагифарсом, где перемешаны реальность, сны и галлюцинации — вполне традиционный постмодернистский жанр со своими яркими примерами вроде хрестоматийного «Донни Дарко» и недавнего хита Ари Астера «Все страхи Бо» (кстати, Астер — один из продюсеров «Героя наших снов»). В сравнении с ними картина с Кейджем, конечно, проигрывает в комичности психодела и зрелищности, да и сюжет все же не так лихо закручен. Но в общем ценителям жанра подойдет. А оскароносца Кейджа, в свое время начинавшего как романтический кинокрасавец, можно поздравить с удачным выступлением в характерной роли и амплуа стареющего недотепы, за которое он получил номинацию на «Золотой глобус».

Фильм «Герой наших снов» в прокате с 14 марта.