Истории о математических гениях довольно популярны у публики. Зритель увлеченно наблюдает за странными персонажами, разбирающимися в невообразимо сложных формулах, со смесью удивления, недоверия — и легкой зависти, если герою удается снискать на своем нелегком пути награды и славу.
Женщин среди математиков не так уж много, но они, безусловно, есть. В России прежде всего вспомнят Софью Ковалевскую, чей портрет непременно висел в кабинете алгебры каждой советской школы. В последние годы известным стало имя американки иранского происхождения профессора Мариам Мирзахани, снискавшей немало наград, включая престижнейшую Филдсовскую премию (до Мирзахани женщины эту премию не получали). Впрочем, широкой нематематической публике имя ученой стало известно потому, что она трагически рано умерла от болезни (а до болезни была очень красива).
О гениях математики обычно снимают байопики или, напротив, ситкомы: действительно, эти чудаки такие забавные! Но французский режиссер Анна Новион («Взрослые люди», «Встреча в Кируне») решила изменить тренд и снять романтический фильм о молодой гениальной ученой-математике — историю, где героиня не будет смешна (ну разве что совсем чуть-чуть).
Маргарита (Элла Румпф, «Сырое» и «Полиция Токио») влюбилась в математику еще в младшей школе: необычного ребенка пугала идея бесконечности, и она попыталась, по ее собственным словам, «навести в ней порядок» при помощи цифр и формул. Увлечение девочки всемерно поощряла ее мать, провинциальная учительница математики (ее — к слову, очень трогательно и убедительно — играет настоящая принцесса: актриса Клотильда Куро, в браке принцесса Венецианская и Пьемонтская). В итоге гениальная Маргарита поступила в престижный парижский вуз, где для нее перестало существовать все, кроме теорем.
Дальше сюжет развивается по вроде бы мелодраматическому канону. Ошибка в диссертации (на которую «убиты» годы), срыв на защите, уход из вуза, погружение в «обычную» жизнь (неквалифицированная работа, новые знакомые, крошечная съемная квартирка в неспокойном чайна-тауне), неизбежные в этой ситуации мелкие конфузы, а затем «обретение себя» и триумфальный финал. Это перечисление звучало бы как спойлер, если бы не было самоочевидным просто в силу жанра «Теории простых чисел».
Однако Новион удалось выйти за рамки сюжетной «упрощенки». Она вскользь, но внятно обрисовывает специфическую атмосферу замкнутого элитарного научного сообщества, где уже очень пожилой профессор (Жан-Пьер Дарруссен, «Я всегда буду помнить ваши лица», «Парни не танцуют») немного цинично использует «молодые мозги» своих учеников, а если у них что-то перестает получаться — сбрасывает их со счетов, чтобы не тратить время. Есть и намек на жесткую конкуренцию среди самой молодежи: доказательства сложнейших теорем у них становится чем-то вроде спорта, где в состязании побеждает тот, кто не только решил задачу без ошибок, но и сделал это первым.
Довольно глубоко для мелодрамы (и, похоже, реалистично) режиссер рисует картину математической обсессии главной героини. Профессор предупреждает Маргариту, что чрезмерное увлечение наукой сродни азартным играм, которыми девушка, органически не способная трудиться в «нелогичных» условиях обычной низкоквалифицированной работы, в итоге и зарабатывает на жизнь. Но истинная страсть сильнее любых резонерских предостережений. Математика снова властно вытесняет из маргаритиной жизни все остальное: сон, еду, увлечения. Ну, почти все.
Феминистически настроенные зрительницы скептически отнесутся к тому, что научные прорывы математически одаренной девушки сюжетно связаны с обретением ею уверенности в себе в женском смысле — как в эротическом (фильм 16+ и ничего чрезмерного там нет), так и в романтическом. Но не стоит недооценивать роль романтики в прогрессе человечества: разделенная любовь подталкивает к свершениям равно и женщин, и мужчин. Люка, молодой коллега Маргариты (Жюльен Фрисон, «Три Мушкетера», «Таинственное убийство» и «Событие»), опровергает уже сложившееся было у зрителя мнение, что ученые — самовлюбленные и жестко конкурирующие между собой эгоцентрики, лишенные простых человеческих эмоций.
«Теория простых чисел» наглядно демонстрирует, что порой для решения проблемы нужно кардинально изменить угол зрения на нее — но, как и любой качественный скачок, этот поворот возможен только после долгого накопления данных.
В финале фильма нерешенными для всех, кроме настоящих математиков, остаются несколько вопросов. Имеют ли на самом деле какой-либо алгебраический смысл километровые цепочки формул, которые пишут актеры на специальных досках в аудиториях, листках бумаги и всех подручных поверхностях? Сложно ли было актерам выучить эти формулы и такие же длинные тексты доказательств теорем? И, наконец, существуют ли на самом деле эти теоремы?