30 октября в кинотеатре «Октябрь» в очередной раз собралась «светская Москва»: чета Стриженовых, Леонид Ярмольник, Аркадий Укупник, Дина Корзун и множество других моментально узнаваемых лиц. Продюсер, сценарист и режиссер Ренат Давлетьяров, известный своим римейком знаменитой советской картины «А зори здесь тихие…» и фильмом о безногом герое Великой Отечественной «Летчик» представил свой новый фильм — «Человек ниоткуда».
Давлетьяров выступил и режиссером, и одним из сценаристов картины. Некоторое недоумение вызывает уже выбор ее названия: один «Человек ниоткуда» в истории отечественного кинематографа уже есть, странно, что создатели нового фильма не придумали чего-то пооригинальнее. Особенно если учесть, что у картины Давлетьярова, которую можно, пожалуй, назвать романтическим триллером, нет никакой связи — ни сюжетной, ни даже жанровой — с одноименной комедией Рязанова 1961 года (с молодым Юрским в главной роли).
Не блещет оригинальностью и сюжет нового «Человека ниоткуда» (здесь, пожалуй, уместно предупредить «осторожно, спойлер!»). История о человеке, который заснул/замерз на несколько десятков лет и после пробуждения/размораживания обнаружил себя в совершенно другом мире, довольно широко распространена в фольклоре, литературе и кино, начиная с «Рип ван Винкля» Вашингтона Ирвинга и комедии «Замороженный» с Луи де Фюнесом и заканчивая драматичным «Авиатором» Евгения Водолазкина.
Действительно, фабула захватывающая: человек выпадает из привычной жизни, невольно разрывая все свои личные связи, лишаясь дома, родственников, профессии и перспектив, а затем получает шанс начать все с нуля. Нередко в сказках на этот сюжет такой «попаданец» из прошлого в будущее женится на внучке или правнучке своей невольно утраченной невесты.
В том, чтобы использовать «бродячую фабулу», нет ничего дурного: в истории мировой литературы и затем кино это случается сплошь и рядом. Вопрос только в оригинальности интерпретации всем знакомой истории. Давлетьярову, пожалуй, удалось снять довольно увлекательную версию с небанальными поворотами сюжета.
В роли «попаданца» оказывается советский «космонавт номер ноль» — один из тех, о ком поется в песне: «И не забудьте, славя первых этих, всех настоящих первых помянуть». Симпатичный летчик по имени Ким Кириллов (Александр Метелкин) готовится к первому полету, влюбляется в красивую девушку (Варвара Комарова), решительно садится в ракету — а что было дальше, лучше посмотреть в кино. Бонусом — довольно неплохие спецэффекты и забавные комедийные персонажи второго плана (Ирина Медведева и Иван Злобин).
Единственный по-настоящему вызывающий анахронизм сценария — пожалуй, разговор Кириллова с Главным конструктором (очень похожим на Сергея Королева). Главный спрашивает будущего космонавта с явно славянскими чертами лица, почему того зовут Ким. В 1960-м, когда, по сюжету, происходит эта беседа, о том, что значит это имя, знал любой советский человек. А теперь будут знать и все зрители, которые придут на «Человека ниоткуда».