Звук — навязчивый и раздражающий утробу, служащий призывом к спариванию и сигналом тревоги. Пытка и услада. Закрывая ладонями уши, мы продолжаем слышать и издавать звуки. Все наше тело как одна большая трещотка передвигается от пункта к пункту вместе с другими. Миллиарды звуков атакуют и обусловливают человеческую деятельность. Кто-то озвучивает «брань», кто-то томно шепчет «ласку», кто-то сверлит свой «ремонт».
Слух среднестатистического человека способен воспринять звуковой диапазон от 16 до 20 кГц. Тело чувствует вибрацию более низких частот, инфразвука, который, по данным некоторых исследований, влияет на проприоцептивные мехнизмы, то есть на ощущение человеком собственного тела, своих движений в пространстве относительно объектов и предметов.
Человеческий мозг на протяжении десятилетий запоминает огромное количество звуковых сочетаний. Это необходимо для общения, обеспечения своей безопасности и более-менее успешного функционирования в обществе. Не случайно говорим «более-менее успешного», ведь некоторые люди не слышат от рождения или потеряли слух в течение жизни. С одной стороны, это определенная травма, связанная с усложнением социализации, с другой — возможность расставить в восприятии мира иные акценты и приоритеты. Но глухой человек чувствует вибрацию так же, как и слышащий, а зачастую гораздо более тонко. И все же у нас демократия, или «демократизм», как сказал в одной из своих лекций М. Решетников , поэтому продолжим о звуках для слышащих людей.
Вскользь коснемся речи, которая по сути своей — договор о звуках, воспринимаемых различными группами людей в зависимости от их геополитического расположения. Отношения между человеком, усвоенным звуком и произнесенным звуком довольно сложны. Мы слышим свой голос иначе, чем он звучит для других. Часто сталкиваемся с тем, что в других языках некоторые звуки отсутствуют. Факт того, что целая раса ни разу за всю историю своего существования не произнесла «р» (над чем подчас так мучаются российские дети в процессе взросления), способен вызвать культурный шок. Вряд ли можно сказать, что человек изобрел звуки своего языка. Скорее, организм, а точнее, речевой аппарат мог и может с относительным удобством издавать те или иные звуки, которые впоследствии стали использоваться для объяснения интенций и явлений, а многим позже получили транскрипции в виде письменных знаков.
Атака звуков стоит отдельного внимания. Современное человеческое тело зачастую поставлено в такие условия, что любая попытка избежать звукового насилия безуспешна. Так называемый поиск тишины городскими жителями в сельской местности — самый яркий пример капитуляции. Наверное, многие горожане, сталкиваясь с условной тишиной, чувствуют не только спокойствие, но и тревогу, ведь жизнь в пространстве, которое круглосуточно дает о себе знать безумным количеством звуков, изменяет восприятие человека. Ему приходится «закрывать уши» на некоторые вещи — что-то вроде профессиональной деформации, но чуть иначе. Проще говоря, это касается феномена, когда в деревне сложно заснуть оттого, что слишком тихо: только шелест листьев и неугомонный стук собственного сердца.
Почему наше тело — «трещотка»? Довольно болезненный и смущающий вопрос. Уже давно звуки, издаваемые телом, стали частью эстетического впечатления о Другом. Мы стесняемся и скрываем то, что вполне естественно, будь то отрыжка, газы в кишечнике, кашель, урчание в животе. Все эти звуки считаются «грязными» по эстетическим меркам и могут помешать индивиду успешно функционировать в социуме. Стоит отметить, что звук тела дополнительно стесняет тех субъектов, которые не хотят заявлять о себе. Например, громкий чих в аудитории, полной людей, может сопровождаться большим стрессом, ведь тело заявило о своем существовании, возможно не желая этого. Звук тела напрямую связан с его жизнью. Если тело мертвое, оно беззвучно. Вспоминается фильм «Человек — перочинный нож», недавно вышедший на экраны, где один из главных героев — труп, издающий звук «газов». А ведь можно рассуждать, что именно эта способность сделала его живым в глазах другого героя. Наше тело — музыкальный инструмент, но многие его звуки подавлены эстетическим. Мы не говорим сейчас о голосе и пении, скорее, о тех звуках, которые нелепы, смешны, внезапны для нас самих, поэтому сравнение человеческого тела с трещоткой показалось уместным.
Наслаждение от звука, которое иногда можно сравнить с экстазом или высокой степенью сексуального возбуждения, — отдельная и очень важная тема. Здесь, конечно, лидирует музыка как сложная система звуковых сочетаний, влияющая на человеческое тело по-разному: от мурашек и теплой, светлой энергии, разливающейся по всему существу, до эмоциональной боли, меланхолии и страдания. Смысл музыки раскрывается ее слушателем, поэтому некоторые мелодии и песни люди связывают с определенными этапами своей жизни или с какими-то мгновениями, когда та или иная композиция пришлась к месту. Любопытно, что музыка работает и в обратную сторону: обзаведясь однажды какой-то символической семантикой, композиция способна вернуть слушателя в то состояние, в котором он был, когда слушал ее в прошлый раз. Правда, этот ресурс музыки ограничен, он стирается от частого прослушивания. Наслаждение способны доставлять и другие звуки, например тембр голоса сексуального партнера и вообще другого человека, звуки, связанные с каким-либо ожиданием (звонок телефона, щелчок сообщения в социальной сети). Мы ощущаем радость от того, что знаем смысл этих звуков, считываем его и улыбаемся, озвучивая «ура».
Опубликовано, ESTET/19