VI Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE возвращается в офлайн-формат и по уже сложившейся традиции пройдет в зале Врубеля Третьяковской галереи. Каждый год фестиваль создает особую художественно-музыкальную атмосферу. Концепция проекта неизменно рождается в синергии Культурно-благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых, заслуженного артиста России виолончелиста Бориса Андрианова и специалистов Третьяковской галереи.

В этом году фестиваль посвящен 165-летию Третьяковской галереи, а также выдающимся коллекционерам — от Павла Третьякова до Леонида Талочкина, благодаря которым формировалось и расширялось собрание музея.
Деятельность московских коллекционеров второй половины XIX и ХХ века оказала значительное влияние на художественную жизнь, развитие отечественного искусства, сложение многих российских музейных собраний. За семь дней фестиваля в зале Врубеля слушатели узнают много нового и интересного о таких знаменитых собирателях и меценатах, как Павел и Сергей Третьяковы, Иван и Михаил Морозовы, Георгий Костаки. Один из вечеров будет посвящен менее известному коллекционеру Исаджану Исаджанову, создавшему выдающееся собрание произведений «Бубнового валета». Рассказы о коллекционерах будут сопровождаться демонстрацией специально доставленных в зал Врубеля произведений из их собраний, ставших национальным достоянием и предметом гордости музея.

Программа фестиваля

27 мая
Открытие фестиваля
В первый день фестиваля перед концертом состоится эксклюзивный предпоказ открывающейся в середине июня выставки-маршрута «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова», посвященной 165-летию Третьяковской галереи и совершенно по-новому раскрывающей особенности личности и общественной позиции коллекционера. Экскурсии для гостей фестиваля проведут ведущие искусствоведы музея. Речь пойдет и о коллекции Сергея Третьякова, у которого произведений русского искусства было немного. В фокусе его внимания была французская живопись, которая позже вошла в состав ГМИИ им. А.С. Пушкина. Поэтому символично, что фестиваль откроет всемирно известный французский квартет Diotima.
Quatuor Diotima

В программе: А. Дютийё, М. Равель, К. Дебюсси

Квартет Diotima — настоящая команда мечты. Ансамбль, основанный 25 лет назад выпускниками Парижской консерватории, прославился не только высочайшим исполнительским мастерством, но и нетривиальным подходом к репертуару и сотрудничеством с живыми классиками. Ни один сезон квартета не обходится без мировых премьер, однако музыканты не забывают и о своих корнях. Название ансамбля отсылает к роману Ф. Гёльдерлина «Гиперион», автор которого воспевает свою возлюбленную под именем Диотима (это имя античной жрицы, вещавшей о платонической любви), а также к струнному квартету Л. Ноно «Фрагменты-Тишь, к Диотиме», выступающему связующим звеном между прошлым и будущим, традициями и новаторством. Так классические шедевры, отражаясь в зеркале современной музыки, получают в интерпретации квартета Diotima новое преломление. И на открытии фестиваля VIVARTE ансамбль из Франции представит выдающиеся квартеты французских композиторов «от носителей традиции» — авторитетно, но свежо и оригинально, как это может только Quatuor Diotima.

29 мая
Людмила Берлинская, фортепиано
Артур Ансель, фортепиано

В программе: А. Аренский, С. Рахманинов, У. Болком, Дж. Гершвин, А. Цфасман

О дуэте Людмилы Берлинской и Артура Анселя пишут в превосходных степенях: «сенсационные пианисты», «блестящий, жизнеутверждающий» ансамбль, «великолепная техника», «слаженность, создающая впечатление сольной игры» — таковы отзывы международной прессы. Один из «самых захватывающих дуэтов на современной сцене» сложился 10 лет назад, когда профессор Парижской консерватории Людмила Берлинская и ее аспирант Артур Ансель создали замечательный тандем и в жизни, и на сцене, быстро завоевав признание и авторитет в европейском музыкальном сообществе. Дуэт выступает в крупнейших концертных залах и на престижных фестивалях, преподнося не только хрестоматийные шедевры, созданные для двух фортепиано, такие как «Силуэты» А. Аренского или сюиты С. Рахманинова, но и разнообразные транскрипции. В том числе это работы Анселя, расширяющего двухрояльный репертуар искусными переложениями симфонических партитур и крупных фортепианных пьес. На фестивале VIVARTE дуэт сопоставит популярную русскую классику с американской музыкой XX века и сочинениями пионера советского джаза А. Цфасмана.

30 мая
Деница Лафчиева, кларнет
Александр Ситковецкий, скрипка
Александр Земцов, альт
Борис Андрианов, виолончель
Кирилл Герштейн, фортепиано
Катя Сканави, фортепиано

В программе: В. А. Моцарт, И. Стравинский, Й. Сук, А. фон Цемлинский

В центре третьего дня фестивальной программы — культовый балет И. Стравинского «Весна священная», сразивший наповал респектабельную парижскую публику и произведший революцию в музыкальном театре. Перед премьерой композитор показывал свою дерзкую новинку близким друзьям, играя переложение музыки балета для фортепиано в четыре руки с К. Дебюсси. Именно эта транскрипция прозвучит в зале Врубеля в исполнении блистательного дуэта — Кирилла Герштейна, редкого и долгожданного гостя из Америки, и его партнера по сцене Кати Сканави. Украшением вечера станут также Элегия Й. Сука (ученик и зять А. Дворжака, он писал очень приятную мелодичную музыку) и два кларнетовых трио: очаровательная пьеса В. А. Моцарта для любительского музицирования в аристократических домах и сочинение молодого А. фон Цемлинского, заслужившее третий приз на конкурсе Венского общества музыкантов и одобрение самого И. Брамса! Маленькие шедевры прозвучат в исполнении интернациональной команды виртуозов — артистов с европейской и мировой известностью, сочетающих концертную деятельность с преподаванием в престижных вузах.

31 мая
Деница Лафчиева, кларнет
Роман Минц, скрипка
Александр Ситковецкий, скрипка
Александр Земцов, альт
Борис Андрианов, виолончель
Анна Кошкина, виолончель
Кирилл Герштейн, фортепиано
Катя Сканави, фортепиано

В программе: И. Н. Гуммель, С. Прокофьев, К. Дебюсси, Г. Форе

Четвертый вечер фестиваля VIVARTE — увлекательное музыкальное путешествие по странам и эпохам. Оно начнется в Австрии в ту пору, когда классицизм уступал свои позиции романтизму (именно на этот период пришлось творчество И. Н. Гуммеля — ученика В. А. Моцарта и Й. Гайдна, учителя Ф. Мендельсона). Продолжится во времена расцвета романтизма во Франции, где Г. Форе создавал свои трепетные, беспокойные опусы. ХХ век подарит слушателю картину еврейской свадьбы (С. Прокофьев использовал именно свадебные мелодии в своей Увертюре на еврейские темы). Затем представит экзотические образы Древней Греции глазами французского импрессиониста, слегка увлекшегося авангардом («Шесть античных эпиграфов» К. Дебюсси). И завершится музыкальный вояж в Вероне, воспетой Шекспиром, затем Прокофьевым и, наконец, основателем отечественной альтовой исполнительской школы Вадимом Борисовским, сделавшим переложения двух сюит из балета «Ромео и Джульетта» для альта и фортепиано. Чтобы исполнить эту необычную программу, в Москве соберутся ярчайшие европейские и российские музыканты — мастера камерного исполнительства.

4 июня
Сергей Накаряков, труба / флюгельгорн
Никита Борисоглебский, скрипка
Айлен Притчин, скрипка
Разван Поповичи, альт
Андрей Усов, альт
Борис Андрианов, виолончель
Анна Кошкина, виолончель
Фредди Кемпф, фортепиано

В программе: В. А. Моцарт, Ф. Шопен, Д. Шостакович, А. Дворжак

Хедлайнером пятого фестивального вечера станет «Паганини трубы» Сергей Накаряков, который доказал всему миру, что духовой медный инструмент способен соперничать в виртуозности со скрипкой. Обширный репертуар музыканта включает не только оригинальные сочинения, но и его собственные многочисленные аранжировки. Для московской публики он предложил исполнить один из самых интересных камерных ансамблей В. А. Моцарта — Квинтет для валторны и струнных, в котором играет партию валторны на флюгельгорне, родственном трубе инструменте, которым тоже владеет блестяще. Другое предложение Накарякова — абсолютный раритет: фрагменты музыки Д. Шостаковича к фильму «Подруги» (1935), черно-белой картине Л. Арнштама о трех юных защитницах революционного Петрограда. Семь инструментальных прелюдий из уникального саундтрека Накаряков некогда записал с легендарным Квартетом имени Бородина, а теперь исполнит в составе международного ансамбля. Программу вечера дополнят также Andante spianato и Большой блестящий полонез Ф. Шопена в исполнении звездного пианиста Фредди Кемпфа и драматическое трио А. Дворжака.

5 июня
Игорь Фёдоров, кларнет
Андрей Шамиданов, фагот
Сергей Накаряков, труба
Никита Борисоглебский, скрипка
Айлен Притчин, скрипка
Разван Поповичи, альт
Борис Андрианов, виолончель
Фредди Кемпф, фортепиано

В программе: Э. Элгар, С. Прокофьев, Б. Мартину

Один из главных героев VI фестиваля VIVARTE, британский пианист Фредди Кемпф, вскружил головы российским меломанам в 1998 году на XI Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. Став абсолютным фаворитом слушателей, Кемпф получил лишь III премию, что вызвало шквал негодования и в публике, и в прессе. Однако с тех пор пианисту удалось сделать феноменальную международную карьеру, зарекомендовав себя артистом огромного обаяния и высокого мастерства, а также человеком, наделенным множеством других талантов (к примеру, он знает в разной степени около 30 языков). В заключительном вечере в зале Врубеля Кемпф выступит с двумя максимально контрастными сочинениями. Это Квинтет британского классика Э. Элгара — монументальный опус, масштабностью замысла сопоставимый с симфонией, и искрометная, полная юмора и ярких красок сюита «Кухонное ревю» Б. Мартину, где идиомы джаза искусно спаяны мотивами чешских народных песен и танцев. В программе вечера прозвучит также экспериментальная Соната для двух скрипок С. Прокофьева, написанная к открытию прогрессивного парижского общества современной камерной музыки «Тритон».

6 июня
На закрытии фестиваля состоится традиционный музыкальный променад от исторического здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке до Новой Третьяковки. Точный маршрут и подробная программа концертов будут опубликованы позднее.

Сайт фестиваля viv-arte.ru

Культурно-благотворительный фонд «U-Art: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых и Третьяковскую галерею связывает долголетнее сотрудничество. Помимо учрежденного в 2016 году фестиваля VIVARTE, это ряд крупных выставочных проектов: ретроспектива Оскара Рабина «Три жизни» в 2008 году, выставка «Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920– 1925» в 2009-м. В 2016 году фонд учредил стипендиальную программу для научных сотрудников Третьяковской галереи.