turne-naslazhdenij-al-pachino

«В этом мире существуют только два слога, достойные слуха, — кис-ка!» Развязный, хамоватый и грубый подполковник в отставке Фрэнк Слэйд во главу своей жизненной философии поставил женщину и то блаженство, которое она может подарить. Но даже опошленное восприятие действительности не помешало ему стать героем в мирное время. И пусть его мораль слегка попахивает жаром возбуждения, а принципы базируются на эгоизме и собственной выгоде, он все равно остается примером для подражания. Ибо только настоящий мужчина может сказать: «Женщины… Пока ты смотришь на них, ты живешь».

Билет в рай

— Вы очень любите женщин, полковник?
— О, больше всего на свете. Только потом, далеко на втором месте — Феррари…

Фильм Мартина Бреста «Запах женщины» имел ошеломительный успех. Жизненные монологи слепого подполковника Фрэнка Слэйда и превосходная игра неподражаемого Аль Пачино, исполнившего главную роль, принесли этой ленте множество наград. В том числе и «Оскар» за лучшую мужскую роль. Но чем же так зацепила зрителей и критиков эта в принципе банальная по сюжету история?
Подполковник, не переносивший обращения к нему «сэр», так же как и все заповеди общества белых воротничков, лишился зрения из-за своей глупой выходки: он жонглировал гранатами. Потеряв возможность видеть мир, он, казалось, потерял смысл жизни. Все, что он так любил, то есть женщин, он мог воспринимать теперь только по запаху. Он определял цвет волос и глаз, мог в точности назвать парфюм и возраст любой девушки, чем поражал своего сопровождающего, студента Чарли Симмза в исполнении Криса О’Доннелла. Но даже такая удивительная способность, как обостренное обоняние, не могла заменить Фрэнку всей радости жизни. И тогда он решил выбрать легкий путь…«Небольшое турне наслаждений: поселится в первоклассном отеле, пообедать в прекрасном ресторане, выпить бокал хорошего вина, потом повидаться с моим старшим братом. Ничто не заменит семью, знаешь… А потом, потом заняться любовью с великолепной женщиной. После чего… Я лягу на широкую, мягкую постель Волдорфа и вышибу себе мозги…»
Это «турне» закончилось неожиданно как для Фрэнка, так и для Чарли. К первому возвращается смысл жизни, а второй понимает, что совесть — это прерогатива настоящего человека. Но чтобы прийти к такому финалу, героям понадобилось два дня в «столице уродства Нью-Йорк-сити», несколько стаканов Jack Daniel’s со льдом, красная Ferrari и, конечно, женщины.
«Женщины… Что еще сказать… Кто сотворил их? Господь Бог непревзойденный гений. Волосы… Говорят, что волосы – это все… Знаешь ли ты, что такое зарыться лицом в облако волос и захотеть уснуть вечным сном… Или губы… когда они касаются твоих губ — это словно глоток вина после долгой дороги в пустыне… Груди… Ох… Большие, маленькие… Соски смотрят на тебя как скрытые прожектора… Ноги… Неважно, похожи ли они на греческие колонны или на ножки Стэнуэя, главное, что между ними… Билет в рай…»

Танго, Феррари и суд

Я всегда знал, какой путь правильный. Я всегда это точно знал, но никогда по нему не шел. Знаете почему? Потому что это было слишком трудно.

Если спросить любого зрителя о любимой сцене из фильма, то первыми тремя ответами будут: танго, Феррари и суд. Эти моменты ассоциируются с самыми важными понятиями в жизни. Как символично и очень похоже на саму жизнь: страсть, скорость и поиск справедливости. По сути, в эти два дня путешествия уложилась вся суть бытия в обрамлении философских диалогов.
«В танго не бывает ошибок. Если ошибешься, сделай вид, что так и надо, и просто танцуй дальше…» Именно эта фраза, сказанная Фрэнком неуверенной в себе девушке, возвращает и его самого к жизни. Действительно, ошибка — это всего лишь опыт, но не конец.
— Мы разобьемся!
— Не вини в этом меня, Чарли. Я же слепой!

Часто мы летим в пропасть с закрытыми глазами, не желая услышать голос разума. Но разве не это доставляет самое приятное, самое неповторимое удовольствие? Иногда нужно рисковать, чтобы почувствовать вкус жизни, уловить аромат наслаждения… Правда, в любой ситуации необходимо сохранять достоинство. Будь ты ослепший от собственной глупости старик или же юный человек с невысоким достатком, неудачно попавший в историю взаимной неприязни богатеев и власть имущих.
— У тебя есть совесть, как я мог забыть… Совесть, Чарли…
Сказать или не сказать; следовать кодексу богатых мальчиков или нет; позволить этому слепому «говнюку» сдохнуть или нет. Да? Да… Совесть, Чарли… Когда ты родился? Во времена рыцарей круглого стола? Ты что, не слыхал? Совесть мертва!
— Нет, не слыхал.
— Ну, тогда вытащи бананы из ушей! Повзрослей! Это значит предай друга, изменяй своей жене, звони матери только в родительский день. Чарли, все это чушь собачья.

Но как бы ни кичился Фрэнк такими понятиями, как совесть, справедливость, честность, он не желает жить в обществе, лишенном этих качеств. Именно поэтому он приходит на открытое заседание дисциплинарной комиссии, где хотят «судить» Чарли за его человечность. И его чувственная речь спасает парня от неминуемого наказания. «Нет ничего страшнее, чем человек без души. Ведь протезов души не бывает».
Фильм можно пересматривать каждый год, хотя бы для того, чтобы помнить, что отчаяние — это последнее, что только можно предпринять. Уж лучше выпить Jack Daniel’s или станцевать танго…

Текст: Анастасия Бычкова