По сюжету башкирская семья Рахматуллиных увязла в долгах и им грозит выселение из дома. Чтобы быстро отдать долги глава семьи решается на необычный шаг — принять участие в конкурсе «Семья года». На стареньком жёлтом рафике 7 членов семьи Рахматуллиных отправляются в путь за выигрышем в 5 миллионов рублей и спасением семьи от краха.

Фильм «Семья Года» не просто весёлый фильм о семье и их «приключениях» во время длинной поездки, это история о том, как самые близкие люди не слышат друг друга в череде будней и рутинных дел. Идея фильма — ответить на вопрос: в чем заключается смысл семьи, ведь в современном мире понимание семейных ценностей уходит, а многие воспринимают семью как бремя. Именно такое впечатление может сложиться у зрителя о Рахматуллиных в начале фильма. Но не случайно их семейство состоит из семи человек, на первый взгляд совершенно разных. Они ссорятся, у них происходят недопонимания — словом, «все как у всех». Но дорога, ведущая от их дома на конкурс, выбрана не случайно: в кино «путь» является символом трансформации. И наши герои становятся ближе друг к другу через мелкие детали. Например, отец покупает лотерейные билеты по настоянию детей и вместе они увлечённо ищут «заветный выигрыш»; простудившегося усыновлённого Булата, добывающего деньги в фонтане, вся семья срочно отвозит в больницу, рискуя не попасть на конкурс и потерять желанные деньги. В ходе путешествия герои преображаются: они уже не ведут охоту за большим «кушом», а наоборот сплачиваются, готовые в критический момент бороться и отстаивать друг друга перед лицом неприятностей.

На создание комедии режиссера вдохновили роуд-фильмы «Маленькая мисс Счастье» и американский телесериал «Бесстыжие». «Как в «Маленькой мисс Счастье» они едут куда — то, и семья Рахматуллиных — это такая сумасшедшая семья как в «Бесстыжих», — прокомментировал режиссёр. В фильме много ярких комедийных моментов, смешавшихся также и с балканским настроением Кустурицы, с жаждой крупного выигрыша и погоней за удачей в духе вестерна; и с пародией на современные тренды подросткового блогерства.

Каждый образ героя тщательно продуман режиссёром Айнуром Аскаровым и сценаристом Айдаром Акмановым: рыжеволосая красавица жена Лиза, необыкновенная бабушка с долей башкирской предприимчивости, жизнелюбия и острого сарказма; Алмаз Рахматуллин — отец семейства — симпатичный неудачник, пытающийся схитрить и заработать деньги лёгкими способами через лотереи, госпособия и конкурсы. В фильме появляется совершенно новый нехарактерный герой — «афробашкир» — усыновленный мальчик Булат Рахматуллин. Он — уже популярный блогер, и его обожает смотреть дочь местного полицейского.
Характер героев подчёркивают частые крупные планы. Герои кажутся простоватыми, но не пустыми. Музыка — под стать характерам героев. Кино создаёт ощущение, что зритель зашёл в гости к Рахматуллиным, это картина уюта и вкуса, поэтому зритель верит в героев и сопереживает их приключениям.
Сценарий писался под Алмаса Амирова, сыгравшего главного героя. «Он как спичка — быстро загорается и быстро гаснет. Он очень любит свою семью и готов пойти ради семьи на разные поступки — даже попрощаться с жизнью», — рассказал Айнур Аскаров. На роль Лизы, жены Алмаза, претендовали многие, и режиссёр позволил «отцу семейства» сделать выбор. «Тут уже посоветовались с Алмасом и спросили — какую ты себе хочешь жену? Он указал пальцем и сказал — вот эту. Я сказал — хорошо».

Изюминка фильма — веселый, добродушный башкирский колорит, переданный через музыку и костюмы с национальными мотивами. Даже любитель блогинга, — Булат Рахматуллин (актёр Габриель Адесокан) — оказался выходцем из Уфы. Особенный башкирский «вкус» фильму придают места съемки: в фильме встречаются не только городские зарисовки Уфы, но и живописные Абзелиловский и Белорецкий районы, общие планы гор, покрытые красноватыми листьями, которые воссоздают ощущение дороги и фантастической башкирской осени. Кажется, что и зритель проехал до Уфы на старом рафике с невообразимыми видами, не хуже калифорнийских хайвеев у каньонов. И зачем нужна та Калифорния? Однозначно, кино получилось визуально обаятельным, цвета согревают и притягивают взгляд, особенно выделяются в фильме жёлтый и рыжий оттенки, создавая атмосферу шестидесятых. Это главный цвет фильма: жизнеутверждающий жёлтый — цвет машины Рахматуллиных — как бы намекает, что без приключений не обойдётся, но всё будет хорошо. Даже медно-рыжий оттенок волос детей Рахматуллиных не так прост, как кажется — в каждом рыжем человеке живёт искорка озорства. Яркий цветовой выбор стал неслучайным для режиссера: «задача была познакомить зрителя с красивой республикой, показать красивую Уфу, и это отражение нашего состояния — смотрите как красиво, а вы думаете о деньгах. А вечное — оно прекрасно». И Рахматуллины помогают зрителю вспомнить об этом. В поисках счастья или, говоря словами главного героя, люди «вазилизируют» больше и больше богатств, радостей, наслаждений, забывая, как сильно они любят своих близких. Но, может, бежать вовсе не обязательно? Жизнь — это уже дорога. И, может, гораздо важнее не искать верный путь к счастью, а разделить это счастье — двигаться по дороге жизни вместе, рука об руку, все за одного? Даже если у вас всё как не у людей!

Материал подготовили Ангелина Громова, Юлия Тихонова