Может ли «олдскульное» кино, без фантастики и спецэффектов, оказаться мотивирующим для подростков? Считается, что тинейджеры презирают все «бумерское», но это не совсем так. Если «бумерам» удается снять что-то по-настоящему убедительное, то «зумеры» признают, что фильм классный.

Пожалуй, кино «по мотивам реальных событий» о ралли 1983 года «Большая гонка. “Ауди” против “Лянчи”» вышло действительно классным.
В фильме нет молодых красавчиков и красавиц, как принято в современных блокбастерах: все главные герои — в возрасте родителей тинейджеров. В центре внимания — не сверхбыстрая и потрясающе зрелищная «Формула-1», а ралли — гонки «Группы B», обычных (на самом деле, конечно, модифицированных) авто по обычным дорогам: горному серпантину, деревенским проселкам и городским улицам.
Однако сам по себе сюжет — невероятная победа обычной машины над полноприводной (к слову, первой в истории ралли) в чемпионате мира 1983 года — искренне трогает и захватывает, как и любая история выигрыша заведомого аутсайдера. Плюс «все так и было на самом деле», и это мотивирует — в отличие от многих захватывающих, но совершенно невероятных историй в жанре ненаучной фантастики.
Создатели фильма сняли картину о противостоянии зрелых профессионалов так, что им хочется не только сопереживать, но и подражать. Там нет супергероев — есть харизматичный менеджер, талантливый инженер, обожающий свою работу механик, профессиональный врач — ну и, конечно, гонщик «от Бога», который на всех ралли состязается только с самим собой.

Гонщик Вальтер Рерль (в фильме его играет Фолькер Брух) кстати, до сих пор считается одним из лучших раллийщиков в истории. Он 14 раз одерживал победу на этапах чемпионата мира по ралли и дважды становился чемпионом мира. Сцена фильма, где глава команды «Лянча» Чезаре Фьорио (Риккардо Скамарчо, он еще и один из продюсеров картины) уговаривает Рерля сесть за руль машины-аутсайдера — одна из самых захватывающих в фильме. Герои разговаривают максимально бесстрастно, но на зрителя так и пышет сдержанным азартом.
Биография Чезаре Фьорио, к слову, не менее впечатляющая, чем карьера Рерля. Спустя несколько сезонов после победы «Лянчи» в чемпионате-1983 Фьори сменил «весовую категорию» и перешел-таки в «Формулу-1», возглавив легендарную Scuderia Ferrari. Новые подопечные Фьорио провели в 1980-х несколько успешных Гран-при.
Фьорио сделал себе имя не только потому, что возглавлял команды увлеченных профессионалов, но и потому, что был ярким харизматиком, рисковым парнем и — что уж там греха таить — трикстером, готовым на любые хитрости, уловки и поиск обходных путей в погоне за победой. Он начинал как гонщик, но, поняв, что больших успехов на этом поприще ему не добиться, без лишних сожалений сменил род деятельности на тот, где у него были отличные способности.

Скамарчо, сам настоящий фанат ралли, идеально вписался в роль своего персонажа. Кроме некоторого сугубо портретного сходства, он похож на Фьорио своей лукавой чисто итальянской харизмой — недаром он так ярко сыграл в «Декамероне» 2015 года.
Объективно полноприводная машина «Ауди» была мощнее и воспринималась как безусловный фаворит состязаний, но искренняя страсть и желание победы делает чудеса. «Небольшая команда автогонщиков бросает вызов огромному автоконцерну, которому она явно уступает в финансовых и технических возможностях, — комментирует Рикардо Скамарчо. — И “Лянче” удается победить, ведь на свете нет ничего сильнее дружбы, взаимовыручки и отзывчивости». Конечно, актер и продюсер лукавит: Lancia Automobiles S.p.A. еще в 1969-м, за 14 лет до описываемых событий, вошла в состав Fiat — мощнейшего по итальянским меркам автоконцерна. Кто в начале 1983-го был мощней, Audi или Fiat, вопрос спорный, но все же машины команды «Лянча» делались не на коленке. Другое дело, что, очевидно, команда инженеров-разработчиков у немцев была перспективнее.
Фильм завершается сообщением, что не все события, показанные в кино, происходили на самом деле в том же порядке и при тех же обстоятельствах, что и на экране. Сценаристы немного «подрихтовали» реальность «вручную», чтобы картина стала динамичнее. Примерно так же инженеры «Лянчи» доводили свои машины до ума в промежутках между этапами. В этом, впрочем, нет никакой проблемы, ведь в итоге все получилось отлично. Хоть и немного «олдскульно».

«Большая гонка. “Ауди” против “Лянчи”» в кино с 18 января.