В Москве 11 сентября при поддержке Института Сервантеса состоится премьера анимационного фильма испанского режиссера Сальвадора Симо «Бунюэль в лабиринте черепах» (Buсuel en el laberinto de las tortugas).

Жанр необычный — полнометражный анимационный байопик. Сюжет — тоже: фильм о съемках другого фильма, легендарной документальной ленты «Лас-Урдес. Земля без хлеба» одного из великих испанских кинорежиссеров, классика сюрреализма Луиса Бунюэля.

…Париж, 1930 год. Премьера сюрреалистического фильма «Золотой век» вызывает общественный скандал. От молодого и бескомпромиссного режиссера картины Луиса Бунюэля отворачиваются не только продюсеры и меценаты, но и его соавтор, художник Сальвадор Дали. Мятежный испанец пытается найти деньги на свой новый проект — документальный фильм о беднейшем регионе страны Лас-Урдес, где жизненный уклад настолько ужасен, что кажется порождением ночного кошмара. Бунюэль возвращается на родину, где встречается со своим давним приятелем, скульптором-анархистом Рамоном Асином. Асин покупает лотерейный билет и… выигрывает крупную сумму денег. Бунюэль приступает к съемкам. Однако его методы работы шокируют немногочисленных единомышленников — членов съемочной группы…

Фильм «Бунюэль в лабиринте черепах» получил приз за лучшую оригинальную музыку и особое упоминание жюри на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси; приз за лучшую музыку Фестиваля испанского кино в Малаге и специальный приз жюри Международного анимационного фестиваля в Лос-Анджелесе.
Мультфильм «Бунюэль в лабиринте черепах» основан на реальных событиях, его герои — известнейшие деятели испанской культуры, а фильмы «Золотой век» и «Лас-Урдес, земля без хлеба» — классика испанского кинематографа. Смотреть картину Сальвадора Симо можно и «с чистого листа», но восприятие будет ярче, если знать исторический и культурный контекст.
На премьере в кинотеатре «Формула кино ЦДМ» фильм представит Всеволод Коршунов, куратор курса в «Московской школе кино».

Луис Бунюэль (Luis Buсuel Portolйs, Каланда, Испания, 1900 — Мехико, Мексика, 1983) — испанский кинорежиссер, признанный одним из самых оригинальных и влиятельных режиссеров мирового кинематографа. Первый испанец, получивший премию «Оскар». Луис Бунюэль родился в Арагоне, в 18 лет приехал в Мадрид изучать философию и словесность. В испанской столице он подружился с Сальвадором Дали, Федерико Гарсия Лоркой и Рафаэлем Альберти. В 1925 году Бунюэль переезжает в Париж. В 1929 году состоялась премьера сюрреалистического фильма Бунюэля и Дали «Андалузский пес». Бунюэль становится одной из самых заметных фигур модного сюрреализма, дружит с Андре Бретоном, Максом Эрнстом, Полем Элюаром. В 1930 году выходит на экраны фильм «Золотой век». В том же году Бунюэль едет в Голливуд, знакомится с Сергеем Эйзенштейном и Чарли Чаплином. В 1933 году снимает документальный фильм «Лас-Урдес. Земля без хлеба», через два года создает собственную кинокомпанию.

 

Все изменилось в 1936 году с началом Гражданской войны в Испании. Бунюэль — на стороне республиканцев, он покидает страну. Живет в США, затем в Мексике. Снимает множество фильмов — как в Мексике, так и в Европе. К Бунюэлю приходит мировое признание. Его картина «Виридиана» получила Золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах 1961 года. Фильм «Дневная красавица» с Катрин Денев удостоен «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции в 1967 году. Лента «Скромное обаяние буржуазии» стала первым испанским фильмом, получившим премию «Оскар» в 1972 году.

Рамон Асин (Ramуn Arsenio Acнn Aquiluй, Уэска, Испания, 1888–1936) — испанский художник, скульптор, журналист и общественный деятель, идеолог анархизма. С Луисом Бунюэлем Асин подружился в Париже, в кругах художников-авангардистов. Асин финансировал съемки фильма «Лас-Урдес, земля без хлеба» — благодаря тому, что выиграл крупную сумму в лотерею. Когда в 1936 году войска Франко взяли Уэску, Рамон Асин и его жена были расстреляны.

«Лас-Урдес. Земля без хлеба» — документальный фильм, снятый Бунюэлем в 1932 году в Лас-Урдес, беднейшей сельской местности в Эстремадуре. Признан одним их лучших документальных фильмов в истории кино. Жесткий и жестокий, страшный и талантливый, шокирующий своей реалистичностью и бескомпромиссностью, фильм вызывает скандал в Испании. Многие считали (а некоторые и до сих пор считают) его «черной легендой», несправедливой по отношению к жителям Лас-Урдес. Правительство Второй республики запретило фильм. В 1950 году, уже в Мексике, Бунюэль возвращается к теме — снимает фильм «Забытые» о жизни беднейших районов Мехико.

«Бунюэлю нравилось оставлять загадки»

Из интервью с испанским режиссером Сальвадором Симо

— Моей настольной книгой стал огромный сборник интервью с людьми, которые работали с Бунюэлем, я читал его перед сном. Однажды я проснулся, позвонил Мануэлю со словами: «Сегодня я встретил Луиса Бунюэля»! Мне той ночью действительно приснился разговор за чашкой кофе с Бунюэлем. Он меня очень вдохновил.

— Мы не хотели делать документальный фильм. Многое в этом фильме основано на фактах, но есть и вымысел. Например, тот эпизод, где Бунюэль переодевается в монахиню — такого на самом деле не было. Мы вдохновлялись жизнью Бунюэля, но это в первую очередь художественный фильм о дружбе, а второй его пласт — уже о Луисе Бунюэле, его вере в то, что он делает, стремлении отстоять своё творческое видение, способе выразить себя через объектив камеры, через истории, которые он рассказывает. Одна из его автобиографий открывается фразой: «Знаете, в этой биографии может написана правда, а может и нет». То есть, он сразу предупреждает, что многие вещи он просто придумает. В этом и заключается Луис Бунюэль, ему нравилось шутить и оставлять загадки, никогда нельзя было быть уверенным, серьёзен он или нет.

— Если бы я снимал игровой фильм, я сделал бы все точно так же. Для меня основное отличие игрового кино от анимации состоит в том, что от анимации вы не ожидаете правдоподобности и готовы поверить в любой вымысел, это как если бы ваш дедушка рассказывал вам сказку, вы в нее погружаетесь, не ставя ничего под сомнение.

— Мы связались с семьей Бунюэля, они разрешили нам использовать материалы из «Земли без хлеба». Хуан Луис, один из сыновей Луиса Бунюэля, очень много помогал нам в работе: делился воспоминаниями об отце. Фильм сделан с огромным уважением к наследию Бунюэля, и мы рады, что получили такую поддержку от семьи.

— Луис Бунюэль — единственный и неповторимый, как и он, мы тоже хотим рассказывать истории своим языком. Наш фильм о 33-х летнем режиссере, он еще не обрел мировой славы. Больше всего нам были интересны не его творческие методы, а что он за человек. Поэтому я всегда говорю: «Наш фильм не о режиссере-Бунюэле, а о Луисе». Это драма с тонким юмором, местами сюрреалистичным. Теплый фильм. Это картина, нарисованная красками, которые позволяют ближе рассмотреть героя в кругу его семьи и друзей, со всеми его мечтами, сомнениями и противоречиями.

Организовано компанией «Русский репортаж» при поддержке телеканалов 2*2 и Кино ТВ, Института Сервантеса, журнала «Искусство кино» и сети магазинов «Республика».
Кинотеатр «Формула Кино ЦДМ» (Театральный проезд 5\стр. 1)
Премьера 11 сентября, начало 19.30, в кинотеатрах с 12 сентября
Испания — Нидерланды (2018), 80 минут, 12+
Дублированная версия, на русском языке
Билеты: kinoteatr.ru