Елена Яковлева сейчас в кино снимается не так уж часто, но одной Каменской достаточно для народной любви и интереса к фильмам с ее участием. Так и социально-психологической драме «Свет» режиссера Антон Коломейца с Яковлевой в одной из главных ролей, вполне вероятно, суждена неплохая касса. Тем более что на кинофестивале в Выборге картина получила сразу три награды, включая главный приз конкурса игрового кино и специальный приз жюри «За лучший актерский ансамбль».

Эта вторая награда особенно примечательна, потому что при всем уважении к Елене Яковлевой ее главная роль там не единственная. Она играет соцработницу из областного города (его «роль» сыграл модный у кинематографистов Мурманск), зрелую даму на пороге 60-летнего юбилея. Подготовка к празднику по этому случаю — важный сюжетообразующий момент фильма. Как часто бывает с людьми перед юбилеями, Татьяна (так зовут героиню Яковлевой) часто вспоминает прошлое — в ее случае триггером стало знакомство с молодым человеком, который хочет пригласить соцработника к родственнице. И вот Татьяна раскручивает в своем воображении (а режиссер — перед зрителями) историю из конца 1970-х, когда будущая зрелая дама была еще десятиклассницей, бегала с подружкой на танцы, ездила с компанией на дачу и думала о новых туфлях куда больше, чем о поступлении в вуз.
Режиссер Антон Коломеец — человек сравнительно молодой, он родился буквально накануне перестройки, застой в сколько-нибудь сознательном возрасте не застал и реконструировал его в своем воображении, опираясь на воспоминания собственной матери. «Мама стала прообразом главной героини, — рассказывал режиссер в интервью. — Не было первоначальной задачи снять кино о маме, но как-то естественно это выстроилось само. Конечно, это не биография, но очень многое я позаимствовал из жизни мамы. В частности, она тоже трудится социальным работником».

Интерьеры и костюмы времен молодости Татьяны и ее лучшей подруги Марины получились похожими на настоящие — хотя, конечно, у тех, кто действительно помнит застой, возникнет много вопросов. А вот актрисы, сыгравшие девочек (очень симпатичные 26-летняя Дарья Коныжева и Милана Владыкина, которой в апреле исполнится 25) выглядят и ведут себя уж слишком современно для «застойных» старшеклассниц. Между барышнями разворачивается довольно характерная для старших тинейджерок драма «ревности в дружбе». Одна из девушек находит себе новую компанию и молодого человека, а другая (как раз Таня, хроническая троечница из небогатой семьи) в эту компанию «не вписывается», но простить подруге «измену» не может и не хочет.
Дальнейшая жизнь Татьяны выглядит словно искупление этого предательства дружбы: не поступив в вуз, она устраивается соцработницей и всю жизнь ухаживает за пожилыми людьми, многие из которых — например, язвительная в меру Ада, доктор наук, — многократно превосходят ее в интеллектуальном смысле. Несмотря на такой разрыв, Татьяна, благодаря своей доброте, простоте (не той, что хуже воровства) и великодушию, находит общий язык с престарелой интеллектуалкой (ее сыграла народная артистка РФ Галина Алехина, актриса театра «Красный факел», где в молодости служил Антон Коломеец). Но о том, чем в итоге закончилась «подружеская драма» Тани и Марины, зрители узнают только в самом конце фильма.

Досмотреть фильм до конца не трудно, хотя в нем не происходит ничего чрезмерно остросюжетного или детективного. Елена Яковлева действительно очень талантлива: ее обычная тетка-соцработница убедительна без пошлости и вызывает живое сочувствие. Дарья Коныжева, у которой, несмотря на молодость, уже внушительная фильмография («Седьмая симфония», «Подольские курсанты», «Триггер», «Праведник» и др.), даже если и не совсем попадает в «вайб» поздних 1970-х, вполне убедительно играет «девушку с характером» — а это в общем-то вневременное амплуа. Некоторые скептически настроенные зрители могут на выходе из кинотеатра банально пошутить о прелестях женской дружбы — но никто не может утверждать, что дружба — будь она женская или мужская — «поставляется» с гарантией всепрощения.

Фильм «Свет» в кинотеатрах с 22 февраля.