Драматург и сценарист Никита Воронов написал свою пьесу про ответственного партработника, преобразившегося в постсоветского реформатора и угодившего после смерти в чистилище, «на злобу дня» — в 1990-е. Помимо вопроса о коллективном и индивидуальном грехе революционных деятелей и членов КПСС, в те времена были очень популярны самые причудливые фантазии на тему загробного мира — поскольку несколько десятилетий перед тем тема посмертной жизни в отечественной литературе оставалась, мягко говоря, маргинальной.
Спорить о достоинствах и недостатках вороновской притчи нет смысла — она продукт своего времени и с литературной точки зрения тоже. Но сюжет, не лишенный занятности и неожиданных поворотов, а также обаятельные персонажи во главе с заглавным героем Торчаловым, бывшим коммунистом, а потом активным реформатором, привлекли внимание нескольких российских театров. За четверть века, прошедшие с публикации «Страстей…», пьесу ставили несколько раз: марийский Академический русский театр драмы имени Константинова, Ставропольский академический театр драмы, Астраханский ТЮЗ и другие. Видел злоключения Торчалова и столичный зритель: Лев Дуров представил этот спектакль в Театре на Бронной еще в 1997-м.
И вот «Страсти по Торчалову» вышли в московском театре «Модерн». Режиссуру доверили дебютанту — театральному, кино- и сериальному актеру Шамилю Мухамедову, он же Александр Шам, знакомому зрителям по картинам «Косухи» и «Лед», и сериалам «СашаТаня», «Стажеры» и «Практика». Мухамедову еще нет 35, и проблемы «переосмысления советского наследия», как и разборки «лихих девяностых», знакомы ему лишь теоретически. Однако это не проблема, поскольку «советскость» Торчалова, как и прочие временные привязки всех обитателей чистилища, всего лишь фон. Главное в вороновской пьесе — общечеловеческие ценности и мысль, что эти ценности вневременные, мало зависящие от официальной идеологии.
По условиям пребывания в чистилище, или «отстойнике», как его называют сами герои, каждая из заблудших душ должна вспомнить и, что важно, озвучить свой главный грех, совершенный еще в земной юдоли. Кто-то вспоминает быстро, кто-то долго мучается. Но не потому, что память подводит, а потому, что руководство «отстойника» (оно, кстати, никак не именуется, религиозная тема в пьесе вообще затрагивается очень вскользь) имеет свои, весьма своеобразные представления о грехе и воздаянии — зачастую идущие вразрез с десятью заповедями и евангельским «прощается много за то, что много любил». Оказывается, доносительство и предательство главным грехом не считаются, а за отказ от убийства вполне можно загреметь в «отстойник».
Заглавную роль в спектакле сыграл Александр Борисов (завсегдатаи «Модерна» знают Борисова по недавней роли Понтия Пилата в «Иуде?» и князя Болконского в «Войне и мире»). Двойная роль шофера Кушкина и его сына, «нового русского» бандита Женьки досталась Алексею Багдасарову, известному, помимо сцены, по сериалам «Кухня» и «Чужая кровь». «Железную леди» чистилища, надзирательницу Римму, сыграла Маина Чижевская, задержавшуюся в «отстойнике» крепостную девушку Лизу — Надежда Меньшова, ухаря-большевика Сашку — Евгений Невар. К чести актеров и режиссера, им удалось создать динамичное и увлекательное зрелище без длиннот и натяжек, которое не раз заставляло зрителей от души посмеяться и искренне погрустить о былых ошибках, которых хватает у всякого.