6.03 – 14.07 / 2024

Кураторы — Полина Стрельцова и Ирина Финская

6 марта Центр «Зотов» представит выставку «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937». Выставочный проект организован при поддержке Транспортной группы FESCO.

Масштабная выставка-исследование расскажет об истории известного во всем мире архитектурного направления. Эпоха конструктивизма связана со временем строительства нового мира, в ходе которого формировалась и последовательно создавалась модель «нового человека», — осознанного, физически и интеллектуально развитого. Архитекторы-конструктивисты, чей внутренний импульс совпал с социально-политическим запросом общества, стали проектировать и создавать условия для нового быта через эргономичные рабочие и личные пространства, где люди наконец могли бы счастливо жить и работать.
Принцип рациональной организации труда и досуга стал новаторским для своего времени и остается актуальным по сей день. Он также повлиял на утопичность многих грандиозных архитектурных проектов. Выставка позволит рассмотреть в осуществленных и нереализованных идеях конструктивистов не только утилитарную, но и социальную функцию, направленную на улучшение реальной жизни людей.

Борис Иофан, Александр Баранский, Михаил Адрианов, Дмитрий Иофан, Давид Циперович, Вениамин Поляцкий, Семён Гельфельд, Юрий Зенкевич, Яков Попов.
Павильон СССР на Всемирной выставке 1937 года «Искусство и техника в современной жизни» в Париже. 1936 г.
Предоставлено Музеем архитектуры имени А.В. Щусева
Александр Веснин, Виктор Веснин, С.В. Лященко.
Здание Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР на Красной площади в Москве. Проект. 1-й тур. Перспектива. 1934 г.
Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

В экспозицию войдет свыше 500 экспонатов, хранящихся в более чем 30 музеях, фондах и личных собраниях, в частности: Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее истории московской архитектурной школы (МАРХИ), архиве Александра Родченко и Варвары Степановой, МИРА коллекции, частном собрании Романа Бабичева и других.

В фокусе выставки окажутся архитектурные проекты, созданные для четырех крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска. На двух этажах центра будут также показаны живопись, графика, скульптура, фотографии и кинохроника, которые позволят объемнее раскрыть тему экспозиции и создать настоящую антологию жизни 1920–1930-х годов.

В одном пространстве будут собраны проекты знаменитых конструктивистов: братьев Весниных, Моисея Гинзбурга, Ивана Леонидова, Якова Чернихова, Эль Лисицкого, Ильи Голосова, Александра Никольского, раньше и дольше всех применявших функциональный метод, заключавшийся в решении конкретных утилитарных задач нового советского государства. А также их учеников и единомышленников — Михаила Барща, Николая Соколова, Григория Симонова и др. Уникальные материалы из Научно-исследовательского музея Российской академии художеств — редкие макеты 1920-х, созданные в мастерской Александра Никольского — будут специально отреставрированы к выставке. Впервые будет показан почти не известный широкой публике архив ленинградского архитектора Бориса Смирнова, до конца 1930-х занимавшегося эргономикой — наукой о приспособлении рабочих и досуговых пространств для безопасного и комфортного нахождения в них.

Вера Колпакова
Цветовое решение архитектурного объема. Мастерская Густава Клуциса. 2 курс. 1928–1929 гг.
Предоставлено Музеем истории московской архитектурной школы (МАРХИ)
Виктория Белаковская
Тракторный сборочный цех. 1930 г.
Из собрания Романа Бабичева

Выставка будет поделена на 9 разделов, связанных с двумя этапами становления новой архитектуры в 20-е годы прошлого века. Первый этап берет начало с зарождения и формирования конструктивизма с 1917 по 1928 годы: в стране преобладают гуманистические и модернистские устремления, пространственным выражением которых становится конструктивизм. Второй этап начинается со стартом Первой пятилетки в 1928 году и знаменует смещение фокуса внимания общества, власти и архитекторов с человека на государство. В этот период архитектура конструктивизма уходит из реального пространства в виртуальное — становится фантомом, запертым в плоскости страниц периодической печати, архитектурных чертежей и роскошно оформленных фасадов.
Центр «Зотов» продолжает работать с региональным авангардным наследием — его популяризацией и актуализацией, объединением специалистов и аккумулированием знаний о направлении со всей России. Один из разделов экспозиции, в котором наиболее ярко отразились процессы советской индустриализации, — «Урало-Кузбасс» — подготовлен совместно с кураторской группой из проектов «Территория авангарда» (Екатеринбург) и «Ново-Сибирск. Конструктивизм!». Кураторами раздела выступили: Лариса Пискунова, Александр Думчиков, Евгений Дубровин и Карина Ляникова.

Яков Чернихов
Литопонный завод в Кутаиси. Проект. 1930 г.
Предоставлено Научно-исследовательским музеем при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Михаил Черемных
Гляди в оба. 1931 г.
Из Собрания Романа Бабичева

Составить более полное представление об экспозиции позволит каталог к выставке. Альбомную часть, представленную предметами из собраний более чем 45 музеев, библиотек, архивов и частных коллекций, дополняют научные статьи современных российских и иностранных исследователей, а также оригинальные тексты зодчих-конструктивистов, позволяющие проследить эволюцию архитектурной мысли 1920–1930-х годов.
В рамках выставки пройдет насыщенная параллельная программа, которая будет условно поделена на два блока: «работать» и «жить», образовательное и досуговое направления. Посетителей ждет лекционный курс под кураторством искусствоведа и историка архитектуры Марка Акопяна; цикл «Хлеб. Соль. Уголь» от Политехнического музея, который позволит лучше разобраться в механизмах работы промышленных предприятий; а также архитектурные мастер-классы и воркшопы от уральского проекта «Территория авангарда». Также к экспозиции «Работать и жить» будет организован тематический книжный клуб — читатели обратятся к классическим произведениям 1920–1930-х. Героями встреч станут Михаил Булгаков, Владимир Набоков, Евгений Замятин, Андрей Платонов, Ильф и Петров и другие культовые авторы.

Моисей Гинзбург, И. Милинис
Дом Правительства. г. Алма-Ата. Перспектива. 1928 г.
Предоставлено Музеем архитектуры им. А.В. Щусева

Специально к выставке «Работать и жить» запланирован новый выпуск междисциплинарного проекта «Музыкальное измерение» musicAeterna. Дирижер Теодор Курентзис и резиденты коллектива составят плейлисты, которые позволят погрузиться в контекст выставки и устроить персональную медитацию наедине с авангардным искусством. Программу будут сопровождать концерты, вдохновленные новой экспозицией.
К выставке разработана инклюзивная программа, включающая экскурсии с тифлокомментированием и тактильным пособием, а также мастер-классы на русском жестовом языке.
Блок «жить» концептуально продолжит специальная программа «Зотов.Кино» — «Санаторий». Пространство санатория будет рассмотрено в двух аспектах. Как кинематографический образ на примерах из фильмов, действие в которых разворачивается непосредственно на курортах. И как процесс созерцательного отдыха, погрузиться в который можно при просмотре экспериментальных картин.