Длинно о главном
В синопсисе фильма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане («Катастрофа», «Астерикс и Обеликс: Поднебесная», «Влюбись в меня, если осмелишься») и Альбой Рорвахер («Идеальные незнакомцы», «Страшные сказки») значится: «Матье и Алис когда-то были влюблены. Но их отношения остались в прошлом… Парочка бывших оказывается на одном курорте в мертвый сезон, где просто идеальные условия для возобновления романа. Но смогут ли ожившие чувства прорваться через целый поток старых проблем и разногласий?».
Первый спойлер: особых проблем и разногласий у парочки не было. Матье — популярный (по французским меркам, но все же) киноактер. Можно сказать, что Кане играет в фильме сам себя. Алис — музыкантша-неудачница. Она дает недорогие уроки детям в провинциальном курортном городе, где, конечно, бывает высокий сезон, но только несколько месяцев в году. И похоже, что неудачницей Алис была и тогда, когда Матье с ней встречался, и ему просто быстро стало неинтересно. Вот и вся проблема.
Сюжетная завязка в целом очень медленного и длинного (теперь говорят «медитативного») фильма в том, что у преуспевающего Матье вдруг тоже случился творческий кризис. Ему, кино- и телезвезде, предложили настоящий тест на талант — главную роль в театре. И он сначала струсил отказаться от этого вызова, познакомился с труппой, дал интервью глянцевым журналам — а потом струсил честно признаться, что не готов выйти на сцену. И просто сбежал из Парижа в курортный город, бросив репетиции и получив в спину заряд проклятий от режиссера, которого, естественно, крупно подвел этой выходкой.
По воле режиссера (он же сценарист) Стефана Бризе кинозвезда внезапно оказывается (по крайней мере, по самоощущению: до прессы новость о скандальном побеге пока не дошла) таким же лузером, как и его когдатошняя возлюбленная. Жена Матье — она не появляется в кадре ни разу, о ее существовании зритель знает только по постоянным телефонным звонкам — разговаривает с мужем напористым тоном агента или антрепренера в духе «соберись, тряпка». И без того раздавленному собственной внезапной слабостью артисту от этого, разумеется, ничуть не легче. А бывшая возлюбленная, которая так и не разлюбила Матье, напротив, повышает его самооценку. Если читатель ждет уж слова «драма», то его не будет: Алис, конечно, неудачница, но только в смысле любви и самореализации: с браком и материальным достатком у нее все более чем в порядке, и никакого (а)социального надрыва в «(Не)бывших» не будет.
Идти на этот фильм стоит только в том случае, если интенсивность собственной жизни так утомила зрителя, что он готов два часа подряд слушать неоклассическую музыку, созерцать дождь, волны, мокрые пальмы и интерьеры фешенебельного спа-отеля где-то под Биаррицем и получать от этого удовольствие. Что, кстати, несложно: и природа, и отель, и музыка отличные. Ни фабула, ни актерская игра не претендуют на открытие или прорыв — но именно тем, что не претендуют, они и хороши в своем жанре «созерцательная сюжетная кинозарисовка о кризисе среднего возраста у лиц среднего класса». Именно этим, вероятно, «(Не)бывшие» и покорили высоколобых отборщиков венецианской Мостры: в прошлом году фильм был одним из кандидатов на награду престижного кинофестиваля.